Главная           Рисуем зимние пейзажи            Заглавная №6

   

     Зима. Беру альбом, акварельные краски, кисточки, банку с водой и топаю на пленэр ... рисовать с натуры зимний пейзаж. Это шутка, конечно же! Вода на морозе замёрзнет, а я сам ещё раньше, пока буду делать набросок карандашом. Так что до акварели, возможно, дело ещё и не дойдёт. Ну тогда ... берём фотоаппарат, идём на пленэр и ... . Нет! И так тоже не хочется! Ну а если так: сижу у окна подле тёплой печки, а все достойные глаз художника виды, как назло или далеко, или с той стороны дома, где нет окна ... опять не слава богу (я, вообще-то, атеист - про бога это так ... для связки слов и более доходчивого до сознания сложившегося "непотребного"положения! Некоторые с этой целью используют бранные слова, ну а я ... такие. А что поделаешь? Большинству из нас веками вдалбливали в головы подобные слова, да возьмите к примеру хотя бы слово "Спасибо" - тоже бог упоминается - крепко въелось подобное, однако, в наше сознание, а потому, использование таких слов очень "доходчиво" действует на подсознание - таков "действенный" словесный приёмчик применён мной здесь! А что ... попы тоже сейчас используют для проповедей ... телевизионный "бесовский" экран - им можно, а мне нельзя?)!!! Ну что ж, коли даже бог нам тут не помощник, то что, если ... а  тогда давайте так: Беру я блокнот, простой карандаш, ластик и ... иду гулять на улицу. Увидев красивый вид местности, внимательно его рассматриваю. Определяю наиболее приятный глазу участок, оцениваю его с разных ракурсов. Меняю точку осмотра (дальше, ближе, влево, вправо), обращаю внимание на цвета и их оттенки, пытаюсь максимально точно запомнить. И только тогда, когда окончательно определюсь с наилучшим выбором вида будущей картинки, достаю альбом (блокнот, а то и просто ... записную книжку) и быстренько, пока не замёрзли пальцы, делаю скорый набросок увиденного простым карандашом. Именно такие наброски Вы наблюдаете на рисунках №1 и №2. При выполнении набросков обратите особое внимание  и на перспективу - с удалением от вас все предметы уменьшаются в размерах, все уходящие от вас линии (и даже невидимые) сходятся в одной точке горизонта (в центре рисунка). Сама картина  (в данном случае  мы наблюдаем так называемую глубокую перспективу) как бы разделена на несколько планов: первый (ближний к вам), средний (их может быть и несколько, в зависимости от фактической натуры) и дальний, который тоже может быть не единственным, так в нашем случае можно выделить сразу два - это небо и "стена" деревьев у самого горизонта. И ещё: когда приступим к рисованию краской, то следует не забывать и о воздушной перспективе. Так, чем дальше от наблюдателя расположен предмет, тем больше в его колере (цветовой гамме) будут преобладать голубые оттенки. Кроме того, чем дальше от вас предмет, тем менее чётко его следует прорисовывать.

                   

Рис.1. Первый набросок зимнего пейзажа.             Рис.2. Второй набросок зимнего пейзажа.

     Придя домой, сразу же, не откладывая на потом, сделайте более детализированные и лучше прорисованные копии данных набросков на "свежую" голову, пока в памяти ещё свежи воспоминания об увиденном. Но эти копии должны быть выполнены в виде контурного рисунка простым карандашом, причём только с лёгким нажимом, без какой либо штриховки, так как мы будем рисовать пейзажи акварельной краской. Такие копии показаны на рисунках №2 и №3.

         

Рис.3. Берёзовая зима. Пейзаж. Карандаш.     Рис.4. Казахстанские берёзы. Набросок карандашом.

     Затем, как и в предыдущих уроках, смочим лист ватмана чистой водой, подставив под струю из крана, дадим ему подвохнуть (слегка подсохнуть, но не до конца) и приступим к нанесению первых слоёв краски. Начинаем закрашивать наиболее тёмные места, в данном случае это небо. Для этого подбираем цветовой оттенок, смешивая краски голубую и зелёную на белой фарфоровой тарелке (по памяти подбираем нужный цвет). Смотрите рисунки №5 и №6.

         

Рис.5. Нанесение первого слоя краски.                    Рис.6. То же самое. Метод лессировки.

     Дав слегка просохнуть краске, приступаем к нанесению следующего красочного слоя (смотрите рисунки №7 и №8). Смешиваем краски для прорисовывания снежного массива. Для этого используем краски голубого, синего, фиолетового, а в некоторых местах и других цветов. Лёгкими прозрачными мазками начинаем наносить краски и на окружающие предметы и объекты - дома, деревья, сугробы, стену леса, расположенного на заднем плане.

         

Рис.7. Наносим последующие слои краски. Рис.8. Прорисовываем снежный массив и детали на нём.

     После очередной небольшой паузы, взятой для подсыхания нанесённых слоёв краски, наносим последующие её слои (смотрите рисунки №9 и №10). Начинаем прорисовывать деревья, расположенные на втором плане. Более плотно прорисовываем тени. Обратите внимание: ближе к стволу и в низинах они несколько темнее, чем на бугорках и вдали от стволов. Кроме того они выглядят более тёмными и на переднем плане. И ещё: чем дальше от нас расположены предметы, тем чёткость их прорисовки должна быть меньше - теней это касается тоже.

         

Рис.9. Прорисовываем деревья второго плана.     Рис.10. Усиливаем краску окружающего фона.

     Следующие этапы рисования показаны на рисунках №11 и №12. Здесь мы начинаем прорисовывать деревья переднего плана и усиливать цвета деревьев второго и заднего планов. Обратите внимание, что сила краски окружающего фона (небо, снег) достигли своего максимума. После начала прорисовывания деревьев мы уже не возвращаемся к корректировке фона (всему своё время, для всего своя последовательность!).

         

Рис.11. Прорисовываем деревья переднего плана.            Рис.12. Прорисовываем деревья.

     Снова даём небольшую "передышку" листу для подсыхания и продолжаем дальнейшую работу над пейзажем (смотрите рисунки №13 и №14). Идём от общего к частному - начинаем прорисовывать ветви деревьев сначала задних, а потом и ближних планов. Определяемся с цветом веток. Для этого используем краски красного, розового, фиолетового, коричневого, черного и голубого (для задних планов) цветов. Соотношение их определяем экспериментально, смешивая краски в различных пропорциях на белой фарфоровой тарелке. Силу краски выбираем раз в пять слабее от конечной (завершающей) стадии. Прорисовывая ветки в пять приёмов (через процесс подсыхания), доводим их до "кондиции" (до полной силы - максимально возможной плотности цвета, более точно соответствующей краскам натуры).

         

      Рис.13. Прорисовываем ветви, стволы.          рис.14. Усиливаем цвет стволов, рисуем ветви.

     На рисунках №15 и №16 мы видим продолжение усиления цветов, хотя на первый взгляд вроде бы и не заметно каких либо изменений, но если внимательно приглядеться, то можно всё же увидеть, что ветки стали темнее, на стволах деревьев словно проявились мелкие детали и цветные оттенки.

         

  Рис.15. Более четко прорисовываем ветки.              Рис.16. Рисуем ветки переднего плана.

     На рисунках №17 и №18 сила цвета деталей уже доведена до окончательного варианта и только несколько отдельных, завершающих штрихов (мазков кистью) отделяют их от завершения работы. Обратите внимание, что стволы деревьев прибавили некоторые новые оттенки (красный, розовый, голубой, зелёный, коричневый, которых не было раньше на рисунках - я видел эти оттенки на стволах, когда наблюдал рисуемые пейзажи воочию). Их почти незаметно на первый взгляд, и это вполне естественно - цвета окружающих предметов взаимодействуют между собой, но если они (оттенки взаимодействия) отсутствуют на вашей картине, то картина становится беднее (словно игра на гитаре с использованием всего одной струны). Когда же они присутствуют - их глаз может и не замечать, но зато они заметно обогащают красочную палитру картины, она лучше воспринимается, вроде как бы становится естественнее. Эти оттенки более заметны на окончательных вариантах рисунков пейзажей (они даны в более крупном масштабе).

         

Рис.17. Усиливаем силу краски веток и стволов.        Рис.18. То же самое и на этом рисунке.

     На рисунке №19 показан окончательный вариант картины "Берёзовая зима". Следует отметить, что отсканированный вариант (тот, что вы наблюдаете сейчас) несколько отличается от оригинала картины, причем, в худшую сторону. Всё-таки оргтехника - фотоаппарат и сканер, в частности,  несколько по другому, чем человеческий глаз, воспринимают и передают цвета и их оттенки.

Рис.19. Окончательный вариант картины "Берёзовая зима".

     Ну а на рисунке №20 показан, соответственно, окончательный вариант картины "Казахстанские берёзы".

Рис.20. Окончательный вариант картины "Казахстанские берёзы".

Уважаемые "посетители" моих уроков рисования, разрешите пожелать вам огромных успехов на пути овладения техникой рисования акварельными красками и, в частности, методом под названием "Лессировка". Всего доброго и успехов!

Рисунки и урок Рубцова В.П. UN7BV. Астана. Казахстан. Май 2010г.

73!

  

 
     
Используются технологии uCoz