Главная    Трансивер "UN7BV-3,5-TRX"      Трансиверы   

   

Блок питания трансивера.

Принципиальная электрическая схема блока питания трансивера показана на рисунке №2. Он состоит из понижающего трансформатора Т2, выпрямительного моста на диодах VD30…VD33 и стабилизатора на выходное напряжение +12 вольт (DA3, VT23, VT24). В качестве регулирующего элемента используется транзистор VT24. Обычно такое включение транзистора применяют для получения минусового стабилизированного напряжения относительно корпуса. Однако, в этой схеме на выходе относительно корпуса получено плюсовое выходное напряжение, что позволило коллектор силового регулирующего транзистора посадить на корпус и, как следствие, отпала необходимость в применении отдельного (массивного!!!) радиатора охлаждения. Кроме того, на эмиттере VT24 присутствует отрицательное напряжение относительно корпуса, которое можно использовать для запирания и регулировки усиления каскадов (особенно это касаемо транзисторов серии КП302). Опорное напряжение в стабилизаторе формируется цепочкой VD34, R85 и подано на прямой вход операционного усилителя. С помощью резистора R83 можно регулировать в небольших пределах выходное стабилизированное напряжение от 11 до 13 вольт (по инвертирующему входу операционного усилителя). Лампочка HL1 служит для подсветки шкалы и, одновременно, для сигнализации включения питания трансивера. Её можно заменить цепочкой из последовательно включенных светодиода и резистора (470…820 Ом). Светодиод с резистором лучше включить на выходе стабилизатора напряжения для сигнализации наличия напряжения +12 вольт. Использование светодиода несколько ухудшит подсвет шкалы, но улучшит температурный режим, что благоприятно скажется на стабильности вырабатываемой ГПД частоты. Данный стабилизатор обеспечивает на выходе напряжение +12 вольт с коэффициентом стабилизации не менее 4000, при токе нагрузки до 1 ампера. В качестве силового трансформатора использован унифицированный накальный трансформатор типа ТН17-127/220-50. Этот трансформатор рассчитан на мощность 30 ватт. Он имеет три обмотки с выходным напряжением по 6,3 вольта, две из них рассчитаны на ток 2,3 ампера и одна на 0,92 ампера. После выпрямителя они дают напряжение около 18 вольт. Для этого выводы трансформатора 2 и 4 соединяют перемычкой. 220 вольт (сеть) подают на выводы 1 и 5. Выводы 11 и 12 также соединяют перемычкой. В результате на выводах 9 и 14 получают выходное переменное напряжение 13 вольт – его и подают на выпрямитель. При выходной мощности трансивера до 5 ватт можно использовать и все три обмотки трансформатора. Для этого перемычками соединяют выводы 8 и 9, а также 10 и 12, а выходное напряжение снимают с выводов 7 и 13 (за счет того, что две выходные обмотки имеют пятивольтовые отводы, используются напряжения 5В+5В+6,3В=16,3В). В этом случае на выходе получается переменное напряжение 16,3 вольта, что после выпрямления даёт постоянное напряжение 23 вольта. При питании микросхемы стабилизатора таким напряжением улучшается как коэффициент стабилизации, так и коэффициент подавления пульсаций – до 10000 (полнее используется ресурс, заложенный в микросхему).

Детали.

В трансивере применены широко распространённые радиодетали. Использованы постоянные резисторы типа МЛТ-0,5, МЛТ-0,25, МЛТ-0,125, переменные СП3-4аМ, СП4-1.

Конденсаторы КТ, КМ, КСО, К50-6, К50-16, К50-35. Конденсатор С59 – дифференциальный типа «бабочка» (от радиостанции Р821, Р822 – изделие номер ЯД4.652.007). Его роторная пластина посажена на корпус через пружинящий латунный (или бронзовый) контакт, а статорные пластины запараллелены для увеличения емкости.

Данные катушек и трансформаторов приведены в таблице №1. Катушки L1, L2, L4, L5 заключены в алюминиевые экраны. Катушка ГПД выполнена на керамическом каркасе – намотку, с целью повышения добротности, лучше выполнить посеребряным проводом, но можно и проводом, указанным в таблице. Катушка L7 также намотана на керамическом каркасе. Однако её можно выполнить и бескаркасной. Для этого её следует намотать на подходящей по размеру оправке (например – деревянной), а затем оправку удалить. L9 – дроссель ДМП-1,2 30 мкГн. Его можно изготовить и самостоятельно, намотав на отрезке от ферритовой средневолновой антенны. Длина сердечника 25 мм, диметр 8 мм, намотано 26 витков (виток к витку) провода ПЭЛ-0,69, длина намотки 18 мм. Катушка L8 – два витка кроссировочного провода (жесткого, в полихлорвиниловой изоляции) вокруг антенного вывода (второй конец обмотки свободен). Данные Т1 приведены в таблице №1, следует заметить, что к симметричности намотки обмоток этого трансформатора можно особых требований не предъявлять.

Таблица №1.

Намоточные данные катушек, трансформаторов и дросселей трансивера

«UN7BV-3,5-TRX».

Обозначение по схеме

Число витков

Провод

Диаметр каркаса, ММ

Магнитопровод, подстроечники, каркас

Примечание

L1, L4

40

ПЭЛ-0,16

Трехсекционный каркас от карманных Rx (3,5 мм).

Диаметр 2,8 мм,

Длина 14 мм,

Феррит 600НН.

Отвод от 10-го витка, считая снизу.

L2, L5

40

ПЭЛ-0,16

Трехсекционный каркас от карманных Rx (3,5 мм).

Диаметр 2,8 мм, Длина 14 мм, Феррит 600НН.

 

L3

 

 

Можно намотать на резисторе МЛТ-0,5 1мОм (100 витков ПЭЛ-0,1)

Дроссель

ДМ-0,1-250мкГн+/-5%.

L6

36

ПЭЛ-0,41

10

керамика

Отвод от 12-го витка, считая снизу.

L7

11

Посеребренный  0,8 мм

20

керамика

Длина намотки 24 мм

L8

3…4

ПЭЛ-0,41

 

 

Вокруг антенного вывода.

L9

 

 

 

Дроссель

ДПМ-1,2

30 мкГн

Т1

34х2

ПЭВ-2-0,15

Кольцо К7х4х2

600НН

Скрученными между собой с шагом 3мм двумя проводами

Т2

 

 

 

 

ТН17-127/220-50

 

Кварц ZQ1 использован на частоту 500 кГц (корпус металлический - типа Б1).

В качестве реле К1 первоначально планировалось использовать реле РЭС47 (паспорт РФ4.500.419 или РФ4.500.409, можно заменить на реле РЭС48А паспорт РС4.590.201 или РЭС4.590.214), но затем, с целью удобства монтажа и укорочения соединительных проводников оно было заменено на два отдельных реле – РЭС10 (паспорт РС4.524.303 или РС4.524.312) и РЭС49 (паспорт РС4.569.424). Можно использовать оба варианта.

Транзисторы КП302 заменимы на КП307; КТ315 на КТ342, КТ306, КТ316; КТ342 на КТ306, КТ316; МП25Б на МП26Б (можно и на КТ503); КТ608Б на КТ603Б; КТ646Б на КТ660Б, КТ630Е.

В кольцевых балансных смесителях диоды КД503 заменимы на КД514 с лучшим результатом, остальные диоды коммутации (КД503) заменимы на любые кремниевые диоды с аналогичными параметрами и подходящие по размерам. В балансном модуляторе диоды VD3…VD6 желательно подобрать по идентичным параметрам. Диоды Д2Е, Д18 заменимы на Д9 (с любым буквенным индексом).

Вместо варикапов КВ127Г можно использовать и другие типы, но их максимальная ёмкость не должна быть менее 50 пФ, с целью получения возможности перестройки ФСС во всём рабочем диапазоне (3,5 МГц), при этом все четыре варикапа должны быть с одинаковыми параметрами.

Микросхема К174УН14 заменима на импортный аналог TDA2003.

В качестве измерительной головки РА1 применён микроамперметр с током полного отклонения стрелки 100 мкА (М476/3 – от магнитофона «Романтик-3»).

В трансивере использованы переключатели типов МТ1, МТ3 (микротумблеры).

ВА1 – динамическая головка типа 0,5ГДШ-2 с сопротивлением катушки 8 Ом.

Конструкция.

Трансивер выполнен в корпусе размером 223х195х101 мм. В качестве шасси использована дюралюминиевая пластина толщиной 5 мм. Можно использовать и пластину меньшей толщины, но при этом придётся усилить её края дюралюминиевыми уголками. В пластине пропилены фигурные отверстия под печатные платы (смотри рисунки №4 и №5), просверлены отверстия для прохождения соединительных проводников и нарезки резьбы (М3) крепления печатных плат. ГПД, оконечный усилитель мощности и П-контур заключены в коробчатые алюминиевые экраны (толщина стенок 1,5 мм). Глубина подвала шасси («КРОСС-подвала» или «Жгут-подвала») 27 мм (снизу). Печатная плата микрофонного усилителя установлена внутри подвала на четырёх пластмассовых стойках высотой 5 мм. Основная масса радиодеталей установлена на 6 печатных платах, выполненных путём травления в хлорном железе фольгированного стеклотекстолита (толщина 1,5 мм). ГПД, оконечный усилитель мощности и схема П-контура выполнены навесным монтажом на монтажных стойках и корпусных лепестках. Перед установкой радиодеталей на платы, следует каждую из них (а, особенно, новые!) проверить на исправность и на соответствие надписей, сделанных на корпусах, измеренным параметрам. Транзисторы VT20, VT21 имеют тепловой контакт с шасси через слюдяные пластины. Коллекторы VT22 и VT24 имеют непосредственный тепловой контакт с шасси. Корпус микросхемы DA2 имеет небольшой алюминиевый радиатор охлаждения, однако его охлаждающий лепесток можно посадить непосредственно на корпус. Силовые диоды блока питания VD30…VD33 также имеют небольшие алюминиевые радиаторы охлаждения. Передняя (смотри рисунок №3)  и задняя панели корпуса выполнены из дюралюминия толщиной 1,5 мм. Передняя панель спереди прикрыта пластиковой фальшпанелью (рисунок под ясень – толщина 1,5 мм). На неё наклеены бумажки с надписями обозначений органов управления, сделанные на компьютере, которые защищены пластинами из оргстекла толщиной 2 мм. Шкала также прикрыта пластиной из оргстекла. Динамик прикрыт декоративной пластмассовой решеткой (в передних панелях под решеткой просверлены отверстия для прохождения звука). Верхняя и боковые крышки корпуса трансивера выполнены из текстолита толщиной 2 мм, облагороженного под орех, нижняя – из гетинакса (цвет внешней поверхности – белый). Пластмассовый корпус ничем не хуже выполненного из дюралюминиевых пластин, так как в трансивере наиболее уязвимые с точки зрения экранирования узлы помещены в алюминиевые экраны, а рисунок поверхности декоративного пластика придаёт внешнему виду трансивера даже некоторый шарм. Внешний вид трансивера спереди показан на фотографии №1. На задней панели трансивера (см. фото №2) установлены разъёмы для наушников, управления усилителем мощности, тангенты, микрофона, манипулятора электронного ключа, гнездо сетевого предохранителя и выход сетевого шнура. Неиспользуемые в данной схеме трансивера разъёмы на задней панели и органы управления на передней панели установлены с целью получения возможности дальнейшего совершенствования трансивера. Кроме того, корпус сделан универсальным – под несколько и других радиолюбительских конструкций. Неиспользуемые органы управления и разъёмы в данном варианте можно не устанавливать, закрыв их декоративными заглушками, либо вообще не делать отверстия под них. Углы корпуса трансивера скреплены при помощи железных уголков, выполненных из металла толщиной 2 мм, в которых сделаны по три резьбовых отверстия М3 (в каждой стороне по одному). Крышки корпуса крепятся болтиками М3 с головками под потай (головки болтов, выходящих на переднюю панель, хромированы). Межплатные соединения выполнены проводом МГТФ-0,35 (силовые цепи блока питания и усилителя мощности выполнены в три раза более толстым проводом). Выходы электронного коммутатора со смесителями соединены отрезками коаксиального кабеля толщиной 3 мм и одинаковой длины (это продиктовано наличием их равных проходных емкостей, с целью уменьшения их влияния на генераторы и смесители при переводе трансивера из режима приёма в режим передачи). Входные цепи УНЧ до управляющего усилением резистора, а также цепи подключения сигнала самопрослушки, выполнены низкочастотным экранированным проводом. Выводы и соединения проводов сетевого напряжения защищены (в целях безопасности) полихлорвиниловыми кембриками. Соединительные межплатные проводники прожгутованы и прижаты к шасси медными, припаянными к  платам, скобами. По краям плат как снизу, так и сверху, оставлена невытравленная медная фольга (покрыта канифольным лаком), играющим роль корпусного проводника. Каждая плата соединена с соседними несколькими короткими корпусными перемычками (с разных сторон, не менее двух). Часть этих проводников ещё и играет роль фиксаторов жгутов к шасси. Верньер конденсатора ГПД представляет собой фрикционную пару, состоящую из колеса диаметром 74 мм и валика (диаметр 6 мм). Торец колеса обрезинен (колесо взято от механизма старого магнитофона), а на валик плотно надет тонкостенный резиновый кембрик. К колесу приклеен круг, вырезанный из бумаги «Ватман», на котором нарисована шкала настройки. На валик насажена ручка управления (взята от лампового радиоприёмника) диаметром 46 мм. Замедление фрикционной пары равно 12,3, а учитывая ещё и большой диаметр ручки управления (дополнительное замедление равно 8) – вполне достаточно для комфортной настройки на сигналы радиолюбительских станций.

Рубцов В.П. UN7BV. Астана. Казахстан.

Продолжение следует!

73!

 
     
Используются технологии uCoz