В мире моделей

Главная    Планер с выпускающимся шасси     Заглавная №3

При балансировке планера для смещения центра тяжести в носовой балластный отсек засыпают дробь. В этой модели часть веса балласта заменена весом шасси. В результате вынужденное увеличение веса модели используется с большей пользой. Приземляясь эта модель планера не царапает свой корпус о землю, а плавно катится, ну а в полете данное шасси не увеличивает лобовое сопротивление, так как находится в убранном положении.

 

Планер с выпускающимся шасси.

     Планер, показанный на заставке представляет собой моноплан со средним расположением крыла. Площадь несущего крыла 28 квадратных дециметров, стабилизатора - 5,3, а общая несущая площадь составляет 33,3 квадратных дециметра. Вес несколько более 410 грамм. Отличительной его особенностью является наличие выпускающегося шасси. При запуске модели шасси находится в убранном положении, а поводок управления выпуском шасси находится в горизонтальном положении и зафиксирован кольцом поводка леера в пусковом крючке планера. После подъема планера на высоту происходит ослабление натяжения леера, он сходит с крючка запуска, освобождая поводок управления выпуском шасси. Поводок под действием пружины принимает вертикальное положение и фиксируется замком. В таком положении и происходит полет модели. При подходе к земле поводок касается земли, сходит с упора, позволяя пружине привести шасси в посадочное положение. При этом центр тяжести модели слегка смещается назад, переводя её на большие углы атаки, что приводит к некоторому уменьшению посадочной скорости. В таком положении и происходит касание шасси с землей.

     Вид модели сверху показан на рисунке №1. Несущее крыло имеет удлиненную форму в плане, с загнутыми законцовками для обеспечения поперечной устойчивости. Задние кромки законцовок скошены вперед.

Рис.1. Вид планера сверху.

     Крыло состоит из передней и задней кромок, лонжерона, трех стрингеров и набора нервюр, выполненных из сосновой фанеры толщиной 1 мм. Крыло состоит их двух половин, крепящихся в фюзеляже под установочным углом плюс три градуса. Стабилизатор несущий, удлиненной формы, со скошенной назад передней кромкой и состоит из передней и задней кромок, стрингера и набора сосновых нервюр (трехслойная фанера толщиной 1 мм). Он установлен под углом ноль градусов. Киль удлиненный, со скошенным назад верхом и наплывом ниже фюзеляжа, используемым как третья точка при посадке модели. Киль состоит из наборных элементов, а нижний наплыв выполнен из сосновой фанеры толщиной 3 мм. Профиль нервюры основного крыла показан на рисунке №2, а стабилизатора на рисунке №3.

      

         Рис.2. Профиль нервюры крыла.                    Рис.3. Профиль нервюры стабилизатора.

     Фюзеляж имеет квадратную форму в сечении, выполнен из силовых планок (стрингеров - 4 штуки), набора шпангоутов (сосновая фанера толщиной 3 мм) и диагональных раскосов, увеличивающих жесткость корпуса. Основное крыло по высоте установлено в середине фюзеляжа (среднее расположение несущей плоскости). Фюзеляж, основное крыло, стабилизатор и киль обклеены бумагой "Калька". После высыхания клея обшивка обрызгана водой из пульверизатора и после полного высыхания (под открытыми лучами солнца) покрыта нитролаком. Вид фюзеляжа сбоку показан на рисунке №4. Носовая бобышка вырезана из куска сосны. Вместе с боковыми щечками (фанера 1мм) она представляет балластную камеру. Вид носовой бобышки показан на рисунке №5. Вид модели спереди показан на рисунке №6.

    

                               Рис.4. Вид планера сбоку.                                          Рис.5. Носовая бобышка.

Рис.6. Вид модели спереди.

     Чертеж шасси в убранном положении (приготовленное к взлету с использованием леера) показан на рисунке №7. Два пластмассовых колеса диаметром 50 мм укреплены на стойке шасси изготовленной в виде буквы "П" из железной пластины толщиной 1 мм. Стойка шасси вращается на оси (диаметр 3 мм), укрепленной в стенках фюзеляжа, и напряжена растянутой пружиной. Боковые смещения стойки предотвращают две цилиндрические втулки, надетые на ось по бокам стойки. На стойке шасси на оси (3 мм) укреплена стопорная пластина, шарнирно соединенная с поводком управления шасси. Их так же соединяет своя пружина. Стопорная пластина упирается в уступ, укрепленный на стенке фюзеляжа двумя заклепками (дюралевая пластинка). Тем самым шасси фиксируется в убранном положении. Поводок управления шасси согнут в шарнире назад к фюзеляжу и закреплен кольцом леерного поводка в двойном крючке запуска. На рисунке №8 показан вид шасси сверху, находящегося в предстартовом (описанном выше) положении.

Рис.7. Механизм выпуска шасси. Вид сбоку.

Рис.8. Механизм выпуска шасси. Вид сверху.

     После подъема на высоту запускающий слегка ослабляет натяжение леера. Из-за напора набегающего потока воздуха леер соскакивает с запускающего крючка планера. Этому способствует как удлиненный флажок (красного цвета - легче искать в степи в случае порыва леера), укрепленный на проволочном поводке леера (с кольцом на конце), так и косой срез законцовки поводка управления шасси. Освобожденный поводок управления шасси под действием напряженной пружины поворачивается на своей оси (к носу модели) и фиксируется замком в стопорной пластине ("сыграв" при этом, из-за наличия продолговатого отверстия в месте оси крепления поводка управления шасси). В таком состоянии механизм выпуска шасси находится в полете модели до момента её касания с земной поверхностью. Чертеж вышеописанного состояния механизма показан на рисунке №9. Здесь же показана и стопорная пластина. А на рисунке №10 показана конструкция поводка управления шасси. И, наконец, на рисунке №11 показано положение механизма при выпущенном шасси. На этом рисунке так же показан вид на кольцо леера спереди, установленного на крючке запуска.

    

        Рис.9. Стопорная пластина и механизм перед посадкой.      Рис.10. Поводок управления шасси.

Рис.11. Вид кольца леера спереди. Вид механизма с выпущенным шасси.

     После касания поводком управления земли, стопорная пластина уходит назад, освобождает стойку шасси и она под натяжением пружины устанавливается в положение выпущенного шасси. Поводок управления прижимается к нижней части фюзеляжа (квадратный уступ, приклёпанный к стойке шасси не дает опуститься поводку управления вниз). Планер переходит на большие углы атаки и плавно касается колёсами земли. Пробные запуски модели следует делать с руки при слабом ламинарном ветре. Шасси при этом должно находиться в выпущенном состоянии. Поводок управления следует зафиксировать в пусковом крючке отрезком кембрика (мягкая пластмассовая трубочка). В носовой отсек следует насыпать балласт (свинцовая дробь) так, чтобы центровка составила 57% САХ (средняя аэродинамическая хорда) - это примерно 57% расстояния ( ширины крыла) от носовой кромки до центра тяжести. Изменяя количество свинца, добиваются планирования модели без пикирования, либо кабрирования. Перед запуском модели с леера механизм шасси подготавливают к полёту следующим образом: левой рукой берут планер за нос и большим пальцем заводят шасси в корпус поддерживая его в таком положении, правой рукой ставят стопорную пластину на упор (легким движением её к носу модели), далее слегка оттягивают поводок управления шасси вниз освобождая его из замка,  и затем заводят поводок управления в паз между пусковыми крючками повернув вокруг оси, после чего фиксируют его кольцом леерного поводка. Модель готова к взлету.

Рубцов В.П. Астана, Казахстан, UN7BV.

73!



Используются технологии uCoz