Главная    Планер "Пионер"     Заглавная №3

Планеров "Пионер" я изготовил в общей сложности около десятка, слегка совершенствуя его конструкцию в последующих экземплярах. Часть из них разбилась, улетев далеко от места запуска и встретив в месте посадки "незапланированное" препятствие. Но легкость и быстрота изготовления модели не давали долго зацикливаться на "досадных огорчениях". А один экземпляр сохранился у меня до сих пор. К достоинствам этой модели следует отнести его простоту конструкции, недифицитность  используемых материалов, прекрасные летные качества, легкость "настройки" при первых запусках и довольно большую прочность конструкции (в чем я каждый раз убеждался, наблюдая  иногда неудачные посадки).  

     Планер "Пионер", внешний вид которого показан на цветной заставке, представляет собой моноплан. Крыло размахом в 1 метр имеет загнутые под углом в 30 градусов законцовки с целью обеспечения поперечной устойчивости в полете. Подъемную силу создает крыло удлиненной формы. Состоит оно из нервюр (сосновая фанера толщиной 1 мм - 28 штук), передней 5х5 мм и задней 8х2 мм кромок, лонжерона 10х5 мм и двух законцовок ( сосновая фанера толщиной 1 мм). Кромки и лонжерон изготовлены из сосновых реек. Пространство между двумя центральными нервюрами заполнено пенопластом. Что позволяет крепить крыло к фюзеляжу резиновым жгутом без повреждения бумажной обшивки. Рейки в местах отгиба законцовок изгибают над огнем, предварительно размочив места сгиба в воде. Лонжерон в местах изгиба (изгибать после треугольного тридцатиградусного надреза до середины планки) укреплен двумя уголками из фанеры толщиной 1 мм (клеить и обмотать нитками в 1 слой). Законцовки укреплены дополнительными пенопластовыми уголками. Углы изгибов задней и передней кромок дополнительно укреплены треугольниками из плотной бумаги (ватман). Собирают крыло на ровной доске подходящего размера, используя её как стапель. На доску укладывают чертеж крыла в масштабе один к одному, по краям очертаний крыла вбивают несколько гвоздиков в доску. Затем устанавливают заднюю и переднюю кромки упирая их в гвозди, далее лонжерон и потом уже нервюры. Для обеспечения  одинаковых углов изгибов законцовок крыла используют специальные отрезки досок одинаковых размеров, расположив их вертикально под законцовками на равных расстояниях от изгибов. Все соединения проклеивают синтетическим клеем. Если клей и прольется где-нибудь, то это не создаст особых проблем, так как между элементами крыла и доской находится бумага. Крылу дают высохнуть, обрабатывают шкуркой и обклеивают бумагой "Калька". После того, как высохнет клей, кальку обрызгивают водой (из пульверизатора) и дают хорошо высохнуть на солнце. После этой процедуры бумага хорошо натягивается. Затем покрывают тонкой пленкой ацетонового лака, но даже и без лакового покрытия модель обладает хорошими летными данными.

Рис.1. Чертеж планера "Пионер". Вид сверху.

Рис.2. Планер "Пионер". Вид спереди.

     Фюзеляж планера выполнен из двух сосновых реек сечением 10х5 мм и длиной 700 мм. Рейки скреплены между собой пятью сухариками (проклеить и обмотать поверх нитками в один слой) - кусочки реек сечением 10х5 мм и длиной 10 мм. Носовая часть фюзеляжа выполнена из фанеры толщиной 5 мм. В нижней части имеется крючок под леер. Носовой отсек (балластный отсек) изготовлен из фанерных щечек толщиной 3 мм. Щечки скреплены клеем и четырьмя гвоздиками. У передней кромки крыла (в круглое отверстие через носовую часть и рейки фюзеляжа) установлен штифт из бамбука круглого сечения диаметром 5 мм и длиной 6 мм. Он служит для крепления крыла с помощью резинового жгута. Носовая часть и фюзеляж окрашены нитрокраской.

Рис.3. Планер "Пионер". Вид сбоку.

                        

Рис.4. Носовая часть фюзеляжа.                                                  Рис.5. Киль.

 

     Хвостовое оперение планера состоит из стабилизатора (стабилизатор не несущий) и киля. Они выполнены из сосновых реек сечением 5х5 мм. Углы и соединения реек укреплены уголками из плотной бумаги (ватман).  Оперение обклеено бумагой "Калька" с обеих сторон. Крепится киль к рейкам фюзеляжа клеем (зажать между рейками и посадить на клей). Стабилизатор к фюзеляжу крепится резиновым колечком как показано на рисунке. Вид планера сверху, сбоку, спереди, чертежи киля, нервюры и носовой части фюзеляжа показаны на рисунках №1...6.

Рис.6. Чертеж нервюры.

     Перед запуском планера следует заполнить его балластный носовой отсек свинцовой дробью так, чтобы центр тяжести модели располагался на расстоянии 1/3 хорды несущего крыла (33% длины нервюры считая от передней кромки крыла). Под переднюю кромку несущей плоскости следует подложить деревянную пластинку размером 20х10 мм. Толщину её следует подобрать так, чтобы угол установки крыла (угол атаки) по отношению к линии фюзеляжа составил 3,5 градуса. Первые пробные запуски планера нужно производить с руки. Подбирая в небольших пределах величину угла установки крыла и подбирая величину веса балласта (тем самым изменяя место положения центра тяжести - центровку) добиваются плавного полета планера без кабрирования или пикирования. Первый запуск с помощью леера (леер - тонкая веревка, жгут, длиной 50 метров с укрепленным с одной стороны проволочным поводком 10 см длиной и изогнутым в колечко диаметром 4 см на конце, а также с флажком в виде удлиненного треугольника, укрепленного на поводке, другой конец леера закреплен на каркасе "плоской" катушки, выпиленном из фанеры) следует производить при слабом, встречном, ламинарном ветре на площадке, свободной от различных препятствий в радиусе 1,5 км. При отсутствии восходящих потоков планер держится в воздухе несколько минут и, как правило, совершает посадку внутри указанного круга. При наличии восходящих потоков и более сильного ветра этот планер улетал далеко за пределы вышеуказанного круга.

Рубцов В.П. Казахстан. Астана. UN7BV.

73!



Используются технологии uCoz