Включи звук!

Главная  Рисуем авиамодель и ... пейзаж        Мои зарисовки

 

Рисуем авиамодель и … пейзаж.

Мне неоднократно советовали (как бы случайно, к слову, к теме … напоминали, ненавязчиво просили, … вежливо указывали), что любой урок надо начинать «от простого», постепенно двигаясь к сложному. Это совершенно правильно, а главное, продуктивно, поэтому мы сейчас поступим именно так и даже ещё правильнее, в смысле - проще. Рисовать на этом уроке будем акварелью. Урок построим несколько необычно, чуть-чуть нетрадиционно, с целью облегчения восприятия материала. В качестве объекта рисования выберем … авиамодель – планер (тоже несколько необычно). Этим мы попробуем «убить» сразу двух зайцев: во первых, наша натура весьма проста и незатейлива, а значит начинающим будет легче освоить эту технику письма и, во вторых, мало кто знает (в крайнем случае – не так уж и многие!), что есть такое планер, как он устроен и как его рисовать. А, научившись рисовать этот незатейливый по своим формам и очертаниям, объект, мы органично впишем его в очень простенький пейзаж, чем, одновременно, приобретём некоторые навыки по овладению  и техникой письма пейзажа, то есть «убьем» уже третьего по счёту «зайца». Но сначала небольшое лирическое отступление - моё стихотворение. Думаю, что это задаст некий хороший тон нашему уроку.

Под кучевыми облаками.

Под кучевыми облаками,

Над белоснежными снегами,

Мой планер высоко летит,

Над ними небеса синеют

И солнце пламенно горит.

 

Моими созданный руками,

Слегка качает он крылами,

Как сокол в небесах парит,

А рядом птицы в небе реют,

Он их в полёт с собой манит.

 

Махнув конструктору крылами,

Под голубыми небесами,

Он в облака, вдруг, залетит,

Там даже птицы не посмеют

Парить, а мой планёр парит.

 

А высоко над облаками,

Инверсионными следами

На части небосвод разбит -

То серебром крыла сверкая,

Воздушный лайнер вдаль летит.

 

И пусть мой планер мал крылами,

И лишь парит под облаками,

А лайнер выше них летит,

Они, как братья, в небе реют,

Как братьев, небо их роднит.

 

                                               И даже птицы не посмеют,

                                               Тех братьев, в небе разлучить!

 

                                  20.04.2009г. Рубцов В.П. UN7BV. Астана. Казахстан.

Теперь, прочитав стихотворение, я надеюсь, что вы прониклись некоторой симпатией к объекту нашего рисования, что должно настроить вас на некий лирический лад и помочь лучшему восприятию урока, мы непосредственно приступим к изучению его материала.

Ознакомившись с многочисленными источниками учебной литературы по вышеназванной теме (а на самом деле – досконально изучив их), я обратил внимание на то, что начинающим художникам рекомендуют начинать писать пейзаж не с натуры (на пленэре – свежем воздухе), а сидя в помещении, и, даже, не по памяти, а по … выдумке. Причем советуют начинать с чего-нибудь простого, например, с рисования дома, поля, дороги, тянущейся к линии горизонта цепочке телеграфных столбов, одиноко стоящих деревьев. Рекомендуют тот же дом изображать под таким ракурсом, чтобы было видно как минимум две его стороны, дорога чтобы уходила от наблюдателя в даль не из под его ног, а где-то в сторонке – так она лучше «воспринимается глазом», деревьев должно быть не очень много. Всё это, по словам предлагающих рисовать именно этот вариант пейзажа, должно, по их разумению, облегчить начинающему освоить технику рисования пейзажа, усилить, а, главное, понять глубину картинки, понять смысл перспективы как геометрической, так и воздушной как «предмет» выражения  естественности пейзажа. Скажу честно, и это подтверждает многолетняя моя практика, такое рисование пейзажа намного сложнее и труднее по своему процессу, чем рисование того же самого с натуры. На натуре уже есть масса подсказок и по решению композиции, и по «правильности» форм рисуемых объектов с точки зрения перспективы, и по цветовой гамме и даже мотив уже готов – не нужно его выдумывать (только повнимательнее приглядеться к натуре - выбрать наиболее привлекательную точку «созерцания», определиться с наиболее интересными ракурсами, выбрать наиболее интересное место как на переднем, так и на заднем планах – можно использовать для этого видоискатель, то есть рамку, вырезанную из листа картона). Всё это уже имеется перед глазами, остаётся только точно скопировать увиденное, ну и лишь немного приукрасить (добавить), а если что-либо вас не устраивает, то и намеренно упустить.

Однако, строя свой урок по классической схеме («отталкиваясь» не от натуры, а от «головы»), я всё же решил упростить решение задачи до минимума, оставив при этом основополагающие моменты незыблемыми. Мы выберем очень простой мотив пейзажа. Мы не будем рисовать домов и других сложных сооружений, мы сначала научимся рисовать простейший планер, а затем органично впишем его в картинку простейшего пейзажа, в качестве которого выберем обыкновенное поле. Пусть будет дорога, тянущаяся до самого горизонта, пусть будет уходящая к горизонту вереница телеграфных столбов, пусть на небе не будет облачности – это как раз окажется не лишним при запуске довольно хрупкой авиамодели (мы чуть позже заострим своё внимание на моментах, обеспечивающих возможность изображения штиля,  да и рисунок при этом будет проще для рисования), но для более полного понимания сути рисования пейзажа, мы выберем мотив рисования с глубоким пространством, при котором более наглядно просматривается воздушная перспектива (позже мы познакомимся с ней подробнее). Сразу оговорюсь – на самом деле, моя картинка с изображением пейзажа и вписанным в него  «летательным аппаратом», на самом деле имели место быть «в натуре». Так я ещё в юности запускал свои свободнолетающие модели в небе железнодорожной станции Анар, что расположена примерно на середине пути между городами Астана (ранее Целиноград) и Караганда. Поэтому и рисунок, и конструкция авиамодели (а знание её внутренней «начинки», думаю, помогут мне в этом), и сама местность, изображенная на пейзаже, правдивы и весьма точно отображают реальность (на самом деле это не выдумка, а рисование по памяти). Ну а чтобы картинка не выглядела слишком куцей, слишком бедной, мы придадим ей некую «интрижку», и даже не одну, а парочку, имевшие место быть на самом деле. Дело в том, что эта модель планера не имела радиоуправления, а потому летала там, где хотела, там, куда её ветерок и восходящие потоки затягивали, и там, где я не всегда хотел, чтобы она туда залетала. Поэтому она иногда приземлялась и в озеро, и в лужу, а то и натыкалась на телеграфные столбы. Вот в этих моментах и будет заключена небольшая «интрижка» в нашем рисунке. Нарисуем планер так и в таком ракурсе, чтобы созерцатели нашей картины слегка поволновались, … а куда приземлится наша модель: в лужу (кстати, при штиле легче будет начинающему художнику изобразить отражение планера в воде, что придаст большую естественность рисунку, о чём ниже по тексту тоже упомянем), пройдет ли между телеграфными столбами или врежется в один из них (а на практике именно эти случаи и были, и именно они заставляли больше всего поволноваться наблюдавшим этот полёт!)? И даже, если зрители нашего «высокохудожественного труда» не будут знать о вышеназванной «подковёрной интрижке», то есть мини-истории сюжета, они, всё равно, подсознательно всё же должны ощутить некое переживание от увиденного, а, значит, наша картинка будет более привлекательной, хотя бы с эмоциональной стороны восприятия. Собственно, большинство из написанных картин имеют свой мотив, свой сюжет, а то и целый рассказ.

Итак, начнем. Рисуем сначала только изображение самого планера. Выберем такой его ракурс,  который чаще всего можно увидеть с земли, и который с нашей точки зрения наиболее интересен. Это чаще всего бывает при его запуске – на взлёте (запускается планер на леере – тонкой веревке длиной 50 метров, после подъёма на высоту запускающий ослабляет натяжение леера, флажок, прикреплённый к поводку  колечка захвата, стягивает леер с крючка запуска и планер в дальнейшем продолжает свой полёт самостоятельно). Ракурс авиамодели, изображенный мной на рисунке, на мой взгляд, является наиболее выразительным, ибо позволяет взглянуть на неё сразу (как бы!) с нескольких сторон. Согласитесь – можно нарисовать самолёт и строго спереди, сзади, сбоку и даже сверху, но это, скорее всего, будет похоже на плоскую картинку (чертёж).

Рис.1. Набросок модели планера. Карандаш.

На рисунке 1 изображен набросок именно этого момента. Рисунок следует выполнить карандашом средней твёрдости (Конструктор-ТМ, например). Начинают рисунок с общего (очертание модели), а не с мелочей (деталей). Для разнообразия сюжета пририсуем пару-тройку простеньких облаков – потренируемся заодно на них поработать над гаммой небесных оттенков – в принципе, их можно и не прорисовывать карандашом, а просто держать в голове, ибо они не сложны «по конструкции». Некоторые рекомендуют вообще не использовать для наброска карандаш, а рисовать его кистью краской слабого голубого цвета (можно - умброй, сиеной), либо … углем (!!!). Углем пробовать не стал, а вот кистью попробовал – не понравилось, остановился на простом карандаше. На модели сразу изобразим и несколько внутренних деталей – нервюры, лонжерон (на крыле и стабилизаторе), фонарь кабины, его носовой балластный (центровочный) отсек – они будут видны на рисунке. Не забываем и о перспективе – все невидимые продолжения линий (крыла, стабилизатора, киля, фюзеляжа, не исключением являются и облака) должны сходиться в одной (в данном случае мнимой, а конкретно для облаков – своей собственной) точке горизонта. На такой простой натуре это легко прослеживается. В результате дальние части модели кажутся меньшими, чем ближние – что мы обычно и наблюдаем в реальном мире.

Рис.2. Нанесение первых слоёв акварели. Метод лессировки.

На рисунке 2 показан второй этап рисования авиамодели. Рисуем акварелью с использованием метода лессировки – поэтапного нанесения слоёв краски на бумагу. Этапов нанесения краски должно быть не менее десяти. На рисунке 2 показано нанесение уже сразу двух слоёв. Сила каждого красочного слоя должна быть примерно раз в десять слабее своего естественного цвета. Между каждым этапом можно делать длительные перерывы. Если возникнет необходимость, то рисунок между этапами можно оживить, смочив его струёй воды полностью, либо только его часть – мокрой кистью. Если рисунок пишется без перерывов, то водные процедуры ему следует делать, только если некоторые места перетяжеленны излишним количеством краски. Непосредственно перед рисованием подставляем лист ватмана под струю воды из под крана. Даём бумаге немного подвохнуть – слегка подсохнуть. Наносим фон (небо) кистью большого размера. Краски смешиваем на чистой белой тарелке (фарфор, фаянс). По памяти подбираем оттенки неба, которые желаем видеть, или которые когда-либо наблюдали воочию.

Рис.3. Нанесение последующих слоёв акварели.

На рисунке 3 изображены следующие два этапа рисования. Нанося очередные красочные слои, усиливаем глубину цвета, одновременно используя корректировку получения желаемых оттенков (в этом особая прелесть рисования методом лессировки!). Саму модель планера пока не трогаем  - оставим это для других этапов. Обратите внимание – цвет простого карандаша становится заметно слабее на фоне усиливающегося цвета краски.

Рис.4. Прорисовывание непосредственно самой модели планера.

Следующие два этапа рисования показаны на рисунке 4. Кисть используется среднего размера. Усиливаем яркость фона (в данном случае неба) почти до максимально возможной (естественной). Прорисовываем (многократно) облака, стараясь максимально точно подобрать оттенки (опираясь на ранее виденное «в натуре»). Если что-либо не нравится в оттенках, то, используя лессировку, корректируем цвета. Ослабить их можно  промыв кисточкой, смоченной в чистой воде. Область неба в районе расположения облаков усиливаем синей краской более тёмных тонов – этот приём позволяет сильнее выделить облака, сделать их более яркими. Одновременно (в промежутке, когда «подсыхают» облака) прорисовываем и части самой модели (на рисунке показаны, примерно, пять прорисовываний самой модели, с облаками – то же самое). Не забываем о тенях, полутенях, об оказании влияния близ расположенных цветов друг на друга, а также о влиянии цвета внутренних деталей модели на её внешние части (в данном случае фанерных нервюр, лонжерона, деревянных кромок крыла, стабилизатора и киля на бумажную полупрозрачную обшивку. Причём, тени, как правило, в естественных условиях бывают по цвету не просто темнее освещённых частей (решение – простое добавление краски черного цвета, здесь не пройдёт), а имеют свои оттенки, порой сильно отличающиеся от основного цвета изображаемой поверхности. Не забываем прорисовать и флажок леера. Прорисовывая детали (частности), не забываем и об общем, помним, что в реальном мире все цвета как-то связаны между собой, то есть представляют собой  обобщённую картину восприятия, некий «ансамбль», одни цвета как бы продолжают и дополняют друг друга, гармонируют друг с другом. В картине  должно быть какое-то общее цветовое решение, создающее общий настрой, общую линию картины. Согласитесь, трудно будет восприниматься нарисованное, если в одной части картины изобразить лето (тёплые краски), а в другой зиму (холодные краски) – общий «ансамбль» тут же распадётся!

Рис.5. Законченный вариант рисунка авиамодели.

На рисунке 5 показаны заключительные этапы рисования модели. В них краской черного цвета усиливаем наиболее бросающиеся в глаза места модели. Это выделяет её на окружающем фоне неба, делает более заметней, переводит взгляд на более важную (центральную) часть рисунка, переводя из слегка замаскированного состояния в более зрелищное. И хотя при обучении мои преподаватели настоятельно советовали мне не пользоваться этими резкими штрихами (мазками) чёрной краски (особенно в конце процесса рисования), я всё же рекомендую использовать этот приём в акварели, но, конечно же, не в каждом случае, а только тогда, когда это оправдано), ибо он резко повышает зрелищность рисунка, придаёт ему некую завершенность (да простят меня … непослушного, мои учителя! Честь им и слава за обучение, а главное – огромное от меня СПАСИБО!). На этих заключительных этапах рисования используем кисть мелкого размера.

Итак, мы научились рисовать модель планера. Потренировались в подборе цветовых небесных гамм при прорисовке облаков несложной формы. Осталось «вставить» нашу авиамодель в несложную картинку пейзажа, и мы получим настоящее произведение искусства.

Рис.6. Пейзаж с авиамоделью на переднем плане. Набросок. Карандаш.

Взгляните на рисунок 6. На нём карандашом (Конструктор – ТМ) нанесён набросок будущей картины. Незамысловатый сюжет: поле, уходящая вдаль дорога,  ряд телеграфных столбов, приткнувшихся невдалеке от её обочины, солнечно, но, судя по подсыхающей луже, вчера был небольшой дождичек, почти штиль, вёдро, как говорят старожилы – отражение планера в луже почти идеальное (нам проще рисовать, планеру лучшие условия для ламинарного полёта). Дорога упирается в небольшое здание – водокачку (значит, неподалеку расположен крупный населённый пункт – воду то она куда-то качает?!). Правее озеро. Левее в стороне небольшой посёлок (село Донецкое). Позади нас та самая … железнодорожная станция Анар (её мы рисовать не будем, но по идущей туда дороге и тянущейся телеграфной линии чувствуется – она рядом … позади нас!). Вдали несколько гряд холмов. Незамысловато, но это для начала, собственно, нам и нужно!  Согласно логике, для изображения планера следовало бы под небо отдать большую часть площади рисунка. Но мы поступим иначе: мы для неба оставим меньше места, тем самым, увеличив «поле» для наших «интрижек» (не забыли? О них рассказано чуть ранее!). Несколько слов скажем и о геометрической перспективе: Все линии, идущие вдаль, сходятся в одной точке горизонта, будь то колеи дороги или провода телеграфных столбов. Но и здесь следует обратить внимание на некоторые особенности: земная поверхность не есть абсолютно плоское пространство, на ней имеются возвышенности и низменности, вот их то линии и не всегда могут сходиться водной точке горизонта – это как раз то и заметно на рисунке (линии холмов на горизонте, берега озера, линия уровня посёлка).

Рис.7. Нанесение первых слоёв акварели. Метод лессировки.

Набросок готов. Освежим его под струёй студеной воды, дадим слегка подсохнуть и нанесём первые слои акварельной краски (смотри рисунок 7). Для рисования применяем тот же самый метод лессировки. Кисть используем крупную. Для неба подбираем соответствующий цвет: смешиваем голубую краску с зелёной (зелёной используем совсем немного, чтобы небо получилось слегка весеннее). Смешивание производим на белой фарфоровой (или фаянсовой) тарелке. Таким же образом подбираем цвет для соответствующих травяных массивов. Здесь хороший результат даёт смешивание двух-трёх цветов (зелёный, желтый, коричневый, в областях приближенных к горизонту ещё и голубой). Вот теперь и настало время поговорить об обещанном ранее – о воздушной перспективе. Чтобы добиться реалистичности изображения в этом плане, нужно выполнить следующие условия: 1. Области рисунка, максимально приближенные к рисующему, должны быть выполнены более чётко. Чем дальше от наблюдателя расположена изображаемая нами зона, тем менее яркой она должна быть, в то же самое время в ней должны присутствовать более голубые тона и чем дальше от наблюдателя они находятся, тем больше они должны усиливаться – это результат подкраски местности и предметов, расположенных на ней, самым что ни на есть бесцветным воздухом. Особенно этот эффект воздушной перспективы заметен для наблюдателя, находящегося на вершине сопки – с неё дальше видно, свет приходящий от горизонта проходит большую толщу воздуха, а, значит, и сильнее подкрашивается голубым (воздушным) цветом. Ещё более заметен этот эффект для наблюдателя, находящегося на борту самолёта (по той же самой причине). Холмы же, расположенные грядами у самого горизонта будут менять цвет градациями, заметными на глаз (особенно вершины – именно их мы и видим на горизонте, низины, которые бы способствовали плавному восприятию переходов голубых оттенков, нам не видны – потому мы и наблюдаем градации).

Рис.8. Нанесение повторных слоёв краски, постепенно усиливаем цвета окружающего фона.

Следующие этапы рисования пейзажа показаны на рисунке 8. Краски постепенно сгущаются, их сила возрастает. Слегка прорисовываем и наиболее тёмные места водных поверхностей. Большую часть водного массива оставляем нетронутой – тут присутствует эффект зеркала: отдельные места хотя и отражают окружающее пространство (небо, например), но всё же частенько дают эффект блеска – концентрируют свет, создавая эффект блестящей поверхности. Начинаем прорисовывать и земную поверхность, не покрытую травяной растительностью – дорогу, пространство между столбами. Для светлых тонов смешиваем краски желтую и красную (процент красной небольшой, его почти не замечает глаз, но оттенок приобретает цвет песка). Для прорисовывания более удалённых участков в смесь добавляем ещё и голубой компонент (чуть-чуть). Путём подбора (смешивая на тарелке) определяем желаемый оттенок поверхности дороги (стоит обратить внимание на следующее: краски поставляемые в наборах имеют многочисленные оттенки, взять, к примеру, желтую – о лимонного до охры). Для прорисовывания более тёмных участков дороги (мокрых), смешиваем желтый цвет с коричневым, в самых тёмных местах можно немножко добавить чёрного (эти цвета в наборах тоже отличаются широким разнообразием оттенков - палитрой). Рисунок 8 также как и предыдущий, является результатом сразу двух этапов рисования методом лессировки.

Рис.9. Прорисовываем участки дороги, столбы, горизонт, более мелкие детали.

Следующие два этапа рисования показаны на рисунке 9. На этих этапах заканчиваем прорисовывание фона как переднего, так и заднего планов (неба, земли, дороги, воды). Сила краски достигла максимально возможного своего значения. Более тщательно прорисовываем как светлые, так и тёмные места дороги, создавая эффект наличия колеи. Края близлежащей лужи усиливаем более тёмными оттенками – это приближает картину к реальности – именно так видится подсыхающая лужа. Начинаем прорисовывать более мелкие детали рисунка – водокачку, дома близлежащего посёлка, телеграфные столбы, не забывая при этом о воздушной перспективе (чем дальше, тем голубее!). Детали, расположенные на задних удалённых планах, не следует прорисовывать очень чётко – это отвлекает взгляд от основного объекта нашего внимания – планера, распыляет внимание, создаёт впечатление, что перед нами не картина, а чертёж.

Рис.10. Прорисовываем непосредственно саму авиамодель и её отражение, наносим завершающие детали фона..

Следующие два этапа рисования показаны на рисунке 10. Приступаем к поэтапному прорисовыванию самой авиамодели, постепенно (с каждым слоем) доводя оттенки цветов до требуемых. Помним: тени, как правило, всегда бывают только цветными и очень часто отличаются по цвету от реальной окраски поверхности, находящейся на освещенной стороне. Более чётко прорисовываем отражение планера в луже – оно всегда будет бледнее оригинала, только иногда и в некоторых местах может по яркости превосходить реальность (блестки и прочее). Отсутствие ветра (почти полный штиль) упрощает нам задачу при воспроизводстве более наглядной картины отражения модели в воде (оно будет более чётким и более простым по конфигурации – сильнее приближено к оригиналу). Более чётко и более тёмными тонами прорисовываем телеграфные столбы. Наносим последние штрихи и на травяную поверхность.

Рис.11. Окончательный вариант рисунка. Наносим провода, более чётко завершающими штрихами (мазками) выделяем главный объект рисунка - авиамодель планера.

Ну и, наконец, последние заключительные два этапа. Они показаны на рисунке 11. Чёрным, слегка приглушённым тоном (не самой тёмной степенью тональности), прорисовываем телеграфные столбы (отдельные их элементы), соединительные провода. Особое внимание уделяем нанесению последних штрихов на рисунок самой авиамодели. Мелкими чёрными (но еле заметными) штрихами усиливаем некоторые её места, в основном те, которые попадают на области более глубоких теней, на перегибы, либо изломы линий, углы – именно эти места воспринимаются нашим зрением как прямые линии (границы переходов от одного цвета к другому). Более чётко прорисованное воспринимается как более близко расположенное к наблюдателю. Это выводит фигуру авиамодели на передний план, усиливает её восприятие как главной детали произведения. Именно она после нанесения окончательных мазков становится более заметной на рисунке – в первую очередь бросается в глаза. Ну и в заключении приведу ещё одно своё  стихотворение об авиамодели. Думаю, что это хоть немного поможет понять строение предмета, который мы учимся сегодня рисовать. Ведь знание того, что ты изображаешь, облегчает сам процесс рисования этого объекта.

Планер - авиамодель.

В руках я детище своё держу легко,

Он невесом почти, пока не знаменит,

Я в небо синее ещё не запускал его,

Его рекорды впереди, тогда, когда взлетит!

 

Крыло почти два метра, изящно и легко,

Натянута обшивка – на солнце аж звенит,

Стабилизатор позади и киль поверх него,

Чуть выше - неба голубая даль к себе манит.

 

Стремглав, красив и дерзок фюзеляж его,

Блестит фонарь, вздыхая, и лаком  бок горит,

Прекрасно понимая, что без пилота своего

Он в небо взмоет и птицей вольной запарит.

 

Нервюр когорта в крыле и лонжерон, всего

Не сразу вспомнишь, да, стрингер вот ещё забыт,

И в фюзеляже шпангоутов полно его,

По типу полумонокок – приятен внешний вид.

 

Предельно оптимален мидель у него,

Расчетлив и оригинален в плане вид,

Как будто неба синь, его творила самого,

Чтобы парить как птица в нём – ему не нужен винт!

 

Он мыслей увертюра воплощенья моего,

Всё вместе – это планер, его прекрасен вид!

В полёт свободный сегодня я запущу его,

Пусть мыслей ход моих в полёте подтвердит.

 

И вот на старте – сей миг дороже мне всего!

Натянут леер туго и планер чуть дрожит,

Внимание! Разбег, и взлёт стремительный его,

Всё – в небе он, полёт его прекрасен, он летит!

 

Плывёт он в небе лебедь словно – высоко,

Его полёт мой взгляд к себе так тянет и манит,

В потоках восходящих кружит крыло его

И чуть на вираже качает  – смотри, слегка пьянит!

 

Полёт предельно ламинарен, но далеко

До горизонта, где, мерцая, даль дрожит,

Он улетел и в небо, взвившись очень высоко,

Похоже, что назад вернуться больше не спешит.

 

Слегка волненье испытал я от того

И он, как будто верность мне хранит,

Взял и вернулся, развернувшись высоко,

Почётный сделав круг, вдруг сел - у ног моих скользит.

 

                                19.04.2009г. Рубцов В.П. UN7BV. Астана. Казахстан.

Рекомендуемая для чтения литература:

  1. Рисунок и живопись. Редактор П.Ф.Владимиров. Методическое пособие для самодеятельных художников.  Книга 11. Издательство «Советская Россия». Москва 1975.
  2. На пути к творчеству. Р. Закин. Беседы о творчестве и обучении самодеятельных художников. «Художник РСФСР». Ленинград. 1971.
  3. Практические советы самодеятельным художникам. Ю.Г.Аксенов. Учебное пособие. Москва. 1975г.
  4. Самодеятельному художнику. Ю.Г.Аксёнов. М.М.Левидова. Учебные задания для начального курса. Издательство «Советская Россия». Москва – 1973.
  5. О развитии творческих способностей самодеятельных художников. Р.В.Гараева. П.Ф.Владимиров. Издательство «Советская Россия». Москва – 1976.
  6. О произведениях живописи. Р.В.Гараева. Учебное пособие по курсу «Станковая живопись и графика». Москва. 1975.
  7. Рисунок и живопись. Ю.Г.Аксенов. Р.М.Закин. Руководство для самодеятельных художников. Третье (сокращенное) издание. Москва. «Искусство». 1976.
  8. Государственная Третьяковская галерея. Л.А.Большакова. Краткий путеводитель. 3-е издание. Издательство «Изобразительное искусство».  Москва. 1978. (Прим. авт. – бывал в этом святом для художника месте МНОГОКРАТНО! Вот где настоящая ШКОЛА рисования! Тут для обучения не обязательно читать и слушать, тут достаточно только … смотреть!).

P.S. Когда ваш рисунок окончательно подсохнет, то положите его на некоторое время под пресс – несколько тяжелых книг, но обязательно прикройте перед этим картину белым листом бумаги, таким же по размеру как и сама картина (со стороны нанесённой краски). Через некоторое время все «морщинки» на листе разгладятся и он примет более привлекательный вид (думаю, что неровности на листе бумаги, смоченной водой при рисовании, весьма заметны на отсканированных мной вариантах создаваемого рисунка).

Ну и под конец предлагаю вам небольшое домашнее задание: попробуйте нарисовать то же самое, но выберите в качестве времени года зиму. Решите эту проблему так, как вы сами считаете нужным. А результаты ваших трудов можете выложить тут же в комментариях. Мы все вместе полюбуемся на них и … оценим! И … постарайтесь нарисовать лучше меня – сделайте мне приятное!

Успехов вам, уважаемые!

01.04.2010г. Рубцов В.П. UN7BV. Астана. Казахстан.

Включи звук! Вальс "Огни Астаны". Музыка Николая Кучина, слова Рубцова Владимира.

73!

 
 
     
Используются технологии uCoz