maslo-2
 

                        Главная          На прямой          Заглавная №6

                                                                   Урок письма маслом №2

              



                                                 Урок письма маслом №2. «На прямой»

   На уроке №2 мы продолжим знакомиться с техникой письма маслом. В качестве примера будем рассматривать процесс письма моей картины «На прямой». Писать небо, как и писать море – это «занятие» немного отличается от «земных» картин. Вода – это глубина, это нечто сырое, мокрое, прозрачное, просторное, ну а небо отличается ещё и лёгкостью, воздушностью, прозрачностью, огромностью … что ли, пространства.

   Для начала, в качестве повторения пройденного материала, быстренько «пробежим» по этапам, описанным в прошлом уроке, тем более, что от них никуда не денешься при письме маслом.

 
              

                                                                                   Рис.1

   Так, на рисунке №1 показан момент выполнения рисунка «под живопись». Он тоже выполнен простым карандашом по полотну, но в отличие от первого урока, проработан боле детально (об этом тоже говорилось ранее). В этом была необходимость, ибо сюжет картины (мотив, как учит учебник) предполагает наличие многих мелких объектов. Не обращайте внимания на то, что карандаш очень сильно выделяется на полотне – это всего лишь работа фотошопа – я это сделал, чтобы можно было более подробно рассмотреть рисунок (увеличил контрастность). На самом деле фактический рисунок карандашом выглядит много бледнее. Так, на рисунке №2 карандаш выглядит более естественно. Здесь я также начал писать картину маслом с заднего плана – с голубого неба. На этом же рисунке видны и покрытия карандашных линий белилами (в левом верхнем углу под голубизной неба).

 
              

                                                                                      Рис.2

   На рисунке №3 можно хорошо рассмотреть направление мазков, с помощью которых писались облака – они максимально полно огибают (описывают) контуры облачных образований. Обратите внимание на цвет облаков – он не просто белый, а включает в себя множество оттенков. Стоит сказать, что цвета неба и облаков никогда не бывают постоянными – они всё время изменяются (как и форма облаков). Чтобы это прочувствовать, мало посмотреть множество фотографий – надо это видеть вживую и не единожды, а ещё лучше и не с земли - с воздуха намного глубже воздушная перспектива, всё словно подёрнуто голубой дымкой, намного обширнее пространство – далёкий загадочный горизонт словно слегка мерцает, всё это прямо таки и хочется передать на полотне. Мне во время своей лётной карьеры выпала такая счастливая участь или даже … честь. Реальное небо, словно живое. Оно постоянно меняет не только цвета, но и форму, прозрачность, яркость. Чтобы это состояние передать, нужно его прочувствовать «на собственной шкуре» - это как нарисовать молниеносный порыв ветра … нужно попасть под него … вдохнуть свежий ветер полной грудью.

 
              

                                                                                   Рис.3

   На рисунке №4 я постепенно перехожу «с небес на землю» - начинаю писать подстилающую поверхность. Но и она с воздуха смотрится совсем по-другому, чем с земли. Дальние дали словно поблекли за полупрозрачной воздушной дымкой. Это потому, что с высоты мы видим гораздо дальше (однажды в ясную погоду я видел знакомый населённый пункт на удалении 80 километров – очень загадочное и даже волнующее зрелище!) – между нашим глазом и горизонтом располагаются гораздо большие толщи воздуха – это нужно учитывать при письме воздушного пространства особенно, если наблюдатель (глаза художника, что ли …точка созерцания) находится высоко над землёй.

 
              

                                                                                     Рис.4

     Следует несколько слов сказать и о мазках при написании неба. Чтобы более полно раскрыть перед зрителем мощь и пластическое богатство форм воздушного пространства, его неимоверную глубину и величие, чтобы страстно выразить своё волнение при виде ярких, ослепляющих вспышек воздушных замков, сочности небесного цвета, живописцы используют различные мазки – от почти незаметных и мелких, до (иногда) и в палец толщиной, словно «пашут» кистью. Так же как «гладкая» живопись большого мастера не имеет ничего общего с дилетантской «склизкой» тушевкой кистью, так и темпераментная (мощными мазками) лепка формы крупнейших живописцев, основанная на точном знании и огромном опыте, не может быть подделана «машистой» рукой небрежного начинающего художника. Поэтому для начинающего просто необходим опыт, опыт и ещё раз опыт, а ещё – поиск «своего» мазка. Я, как уже говорил ранее в первом уроке, стараюсь использовать различного типа мазки и различную технику в одной картине одновременно (обратите внимание на гладкую голубизну неба и на бугристые кучи облаков …).

     Говоря о разных манерах живописи, хочу предостеречь вас от слепого подражания даже самым любимым мастерам (я – не исключение в этом плане!). Ведь и у них, настоящих художников, техника никогда не бывает самоцелью!
     Убедившись, что надо писать мазком, запомните: каждый мазок должен быть целесообразным – максимально целесообразным, максимально точно отвечать изобразительной задаче этюда.

     В то же самое время, неправильно было бы думать, что в масляной живописи нет никакой системы. Наоборот, в поисках разнообразных приёмов живописного выражения впечатлений и замыслов, а при изображении воздушной среды в особенности, надо придерживаться той или иной системы письма, определённого порядка «раскрытия» холста.

                          Лично у меня как бы сам собой выработался следующий порядок:

1. Предварительный рисунок карандашом на бумаге (а то и не один!).
2. Предварительный рисунок акварелью. Цель – поиск основных доминирующих цветов.
3. Рисунок простым карандашом на полотне «под живопись».
4. Прописка заднего плана с использованием различного типа мазков.
5. Прописка среднего плана – прорисовка крупных цветных пятен без детализации, начинаю плотно использовать технику письма «лессировка».
6. Прописка переднего плана.
7. Переход от общего к частному.
8. Прорисовка главного предмета (объекта) картины.
9. Углублённая прорисовка деталей.
10. Уточнение общих моментов картины (ансамбля).
11. Ну и следует отметить, что почти на каждом этапе непременно возвращаюсь к ранее написанному с целью корректировки, уточнений, поправок в связи с прорисовкой на более поздних этапах и возникших при этом изменений.
12. Следует отметить и ещё один полезный момент – в процессе письма нужно периодически делать перерывы, они позволяют заметить ошибки, которые при письме не очень заметны, а после перерыва как будто проявляются.

   Масляными красками пишут в основном двумя способами: с подмалёвками или без подмалёвка. Первый способ требует многократного возвращения к натуре (что в воздухе сделать практически невозможно) и сложной подготовки «ложа» для живописи (подмалёвка), поэтому он применяется в основном для работы в мастерской, реже – в длительных многосеансных этюдах на воздухе (пленере). Шире используют второй способ, которым можно выполнять и многосеансные этюды (как в нашем случае), и кратковременные «нашлёпки».

   В процессе работы над этюдом без подмалёвка можно делать и лессировки, то есть наложения тонких слоёв краски на уже прописанные участки для получения новых оттенков. Но это требует большого умения и опыта. На первых порах овладейте хотя бы обобщённой лепкой формы, а в дальнейшем смелее используйте и метод лессировки. Если внимательно вглядеться в облака на рисунках №№3,4,5 (и так далее), то можно увидеть, что облака написаны именно с использованием лессировки («лессировка на лессировке», многократная лессировка!).

 
              

                                                                                     Рис.5

     На рисунке №5 мы продолжаем постепенное прописывание подстилающей поверхности (средний план), постепенно усиливая тона ближе к переднему плану – так мы стараемся передать воздушную перспективу. Мазки здесь располагаются вдоль цветных пятен (их краёв) – полей, лугов, лесных массивов, водоёмов. Но, в общем, они словно уходят в одну точку горизонта, подчеркивая геометрическую перспективу, создавая объёмное пространство. Основы же геометрической перспективы картины были заложены ещё при нанесении рисунка карандашом.

 
              

                                                                                  Рис.6

   Рисунок №6 – постепенно начинаем переходить от общего к частному, на полотне появляются различные мелкие детали, причем, чем они ближе к наблюдателю, тем четче мы их прописываем. Но при этом они не должны сильно выделяться из общего ансамбля картины (ни цветом, ни тоном, ни яркостью) – это мы оставим для основной фигуры картины, на которой мы хотим сосредоточить внимание зрителя – самолёте.

 
              

                                                                                  Рис.7

   Рисунок №7 – здесь мы почти заканчиваем прорисовку переднего плана подстилающей поверхности. Остались недописанными только сущие мелочи.

 
              

                                                                                   Рис.8

   И уже на рисунке №8 заканчиваем детализацию переднего плана – многочисленные дома, фермы, дороги, поля, водоёмы получают свой полный цвет с бликами, рефлексами (влияние цветов друг на друга - небо, подстилающая поверхность, зеркало озера, поверхность самолёта), тенями (лесные массивы), отражениями (озеро) и переотражениями. Ну и, наконец-то, переходим к главному предмету нашей картины – самолёту. И тут тоже следуем правилу – от общего к частному. Сначала наносим основные цветовые пятна, а затем плавно переходим к мелочам – детализации.

 
              

                                                                                   Рис.9

   Ну и рисунок №9 – тут показан конечный результат нашей работы. Здесь уже четко прописаны каждые мелочи (под словом «каждые» следует понимать те, которые мы посчитали нужными!) – обратите внимание на расчалки, шасси, иллюминаторы, антенны, надписи на борту, флаг, кабину пилотов, двигатель, винт. Всё прописано довольно четко. Конечно, чтобы не ошибиться в деталях, нужно досконально знать конструкцию данной машины. Ведь иногда можно встретить и такое – красиво и талантливо выполнена картина, а некоторые неправильно написанные мелочи у специалиста или просто понимающего толк в технике человека могут вызвать … извините, саркастический смех. Бывает и так!

   Ну что – картину то мы писать закончили, но, как и в прошлый раз, так и не охватили многие приёмы письма маслом. А таковых немало – например, техника «а-ля-прима», «многослойная живопись». Но как знать - может ещё когда либо доберёмся и до них! Успехов вам!

   Примечание: в более крупном плане эту картину можно рассмотреть здесь - http://parnasse.ru/go/url=http://www.zhivopismira.ru/work/28778/

    Ну и ещё несколько фотографий картины "Всё выше, и выше, и выше ...", выполненной в той же технике.

                                                                Первый этап:

 
              


                                                                              Второй этап:

 
              


                                                                              Третий этап:

 
              


                                                                               Четвёртый этап:

 
              


                                                                                Пятый этап:

 
              


                                                                            Шестой этап:

 
              


                                                                            Седьмой этап:

 
              


                                                                            Восьмой этап:

 
              


   Вот, примерно так, сейчас выглядит международный аэропорт Астаны с этого ракурса. Это, конечно, картина не фотографической точности, просто это мои представления, моя память, и даже чуть-чуть мои фантазии. Но, в принципе, именно этот тип самолёта я наблюдал в этом месте неоднократно ... и это было красивейшее зрелище!

                                                  26.02.2014г. Рубцов В.П. UN7BV. Астана, Казахстан.

                                                                                   73!