maslo-1
 

                    Главная              Под сенью           Заглавная №6

                                                                  Урок письма маслом №1

               



                                                 Урок письма маслом №1. «Под сенью»

   Уважаемые, вы уже приготовили краски, палитру, кисти, рафинированное масло, установили полотно с подрамником на мольберт (о других мелочах пока умолчим) и … задумались – с чего же начать писать маслом?

   С рисунка! Но не просто рисунка, а «под живопись». В учебниках его советуют выполнять углем, либо кистью (белила слегка подкрашенные не сильно контрастным цветом, голубым, например или светлой охрой). Но я использую простой карандаш – мне так удобнее и привычнее. Карандаш использую твёрдости ТМ (твёрдо-мягкий). Такой и на полотно хорошо ложится, и не делает слишком заметных полос, которые могут в дальнейшем проглядывать из под краски. А при необходимости он легко удаляется ластиком, почти не «подкрашивает» краску, к тому же его легко «грунтануть» (в виде подмалёвка), покрыв белилами перед нанесением «рабочих» мазков.

   В живописи вообще, и в письме маслом, в частности, цвет всегда гармонирует с формой, обогащает её. Поэтому большое значение имеет не только умение живописца рисовать, но и иметь навыки выполнения рисунка на холсте, который предваряет работу в цвете. Такие рисунки имеют некоторые технические особенности в отличие от станковых. Рисунок на холсте должен помогать вести работу красками, а не мешать ей. Это означает, что в рисунке, во-первых, точно намечается место каждой формы, передаются пропорции и характер модели. Надо следить за тем, чтобы рисунок не сковывал кисть, оставляя возможность уточнять и лепить форму. Во-вторых, рисунок «под живопись» следует выполнять такими материалами, которые не примешиваются к краске (об этом сказано выше) и не загрязняют цвет. Я в своих работах использую простой карандаш, хотя учебники его и не рекомендуют, но нанесение рисунка карандашом ТМ с очень лёгким нажимом, причем очень обще (только самое основное) с последующим покрытиём тонким слоем белил, дают примерно такой же эффект.

   Нанося рисунок на холст, надо строго прорисовывать формы, а не плоские силуэты предметов, строить форму, используя навыки, выработанные в рисунках и набросках карандашом на бумаге «живой линией».
После того, когда рисунок карандашом уточнён и когда вы уже разобрались с уточнением формы, нашли композицию, берите кисть с жидко разведённой краской и ею закрепите (слегка «грунтаните» места с нанесёнными линиями) те самые важные линии, которые определяют наиболее характерные черты натуры. Второстепенные же и случайные линии удалите с помощью ластика. Обратите внимание на рисунок №1 (картина «Под сенью») – на нём карандашом «намечено» только самое необходимое и почти полностью отсутствуют детали.

 
              


                                                                                    Рис.1

   В процессе письма не полагайтесь полностью на этот рисунок, как на предел уточнения форм. Цветовая характеристика натуры может потребовать увеличения одной и уменьшения другой массы, решительной правки пропорций. Нередко правят работу, обмакнув кисть в коричневую краску и рисуя прямо по красочному слою. Но большей частью уточнение формы идёт в процессе цветового решения картины. В любом случае – наличие на полотне карандашного рисунка позволяет правки кистью делать увереннее, со знанием формы, полученным при выполнении рисунка.
   Лично я частенько перед письмом картины маслом, рисую её «прототип» (а то и не один!) простым карандашом или даже акварелью. Это в дальнейшем позволяет более смело работать маслом, подглядывая временами на прототипы (формы, цвет и прочее …).

   Некоторые художники выполняют и более прорисованный рисунок «под живопись». Его также фиксируют, закрепляют или обводят тусклой краской. Далее этой же краской, как акварелью, разрабатывают светотеневые отношения будущей картины. Однако, столь тщательно выполненный рисунок всё же не исключает уточнений формы в процессе живописного решения работы. Его достоинство заключается в том, что заблаговременно изучаются светосильные отношения, которые легко передать гризайлью (градациями всего двух цветов), чем полным цветом в упор.
   Опытные художники пишут и вообще без предварительного рисунка. Но на начальных этапах я этого не советую, ибо при этом необходимо обладать большим опытом в рисунке и живописи, и даже … обладать определённой смелостью и решимостью.

   Каждого художника учат писать «по книжному», «как надо», но на самом деле не стоит строго следовать этому правилу. На практике каждый художник всё равно делает по-своему. Но правило «от общего к частному» и в последующем снова возвращаясь к общему и опять к частному - и так многократно, как правило, соблюдает каждый. Я, например, начинаю писать с заднего плана, он более блёклый, более светлый, тому причиной является необходимость соблюдения воздушной перспективы. К тому же, по более светлому легче прописывать более резкий (более четкий, более яркий) передний план. Обратите внимание на рисунок №2 – на нём прорисовано небо и деревья почти на горизонте, причем, прорисованы довольно обще.

 
              


                                                                                 Рис.2

   Теперь немного о технике письма. Многие начинающие отыскивают книги, статьи в Интернете, в которых были бы описаны приёмы наложения красок и рецепты смесей, похожих на основные цвета, и находят их - таковых сейчас немало «гуляет» на просторах Интернета и в многочисленных книжных магазинах. Но есть один почти универсальный рецепт в этом деле – чем больше вы будете заниматься живописью на практике, особенно пейзажными этюдами, тем быстрее поймёте, что краски природы разнообразны и изменчивы, и заранее установить какие-либо пропорции для составления красок на палитре невозможно. Короче – нужно быть всегда в поиске. Живопись это как раз та «наука», в которой самообразование и практика отнюдь никак нелишни! Как смеси, так и приёмы наложения мазков художник каждый раз отыскивает заново. В этом трудность и в этом увлекательность творчества.

 
              


                                                                                    Рис.3

   Теперь поговорим немного о технике нанесения мазков (а, именно, мазками рекомендуют писать многие учебники). Не следует избегать поисков различных приёмов изображения натуры и упрощать живопись, сводя её к раскраске и однообразной «тушевке» (по аналогии с карандашом), не используя возможностей масляной техники и не передавая многих качеств натуры, как бы упрощая письмо. От механической, равнодушной тушевки кистью и от раскраски, похожей на окраску заборов и стен в разные колеры, надо сразу отказаться. С первых же шагов в живописи старайтесь находить такое направление мазков, которое помогало бы выразить ваше видение формы, понимание строения и структуры изобразительной плоскости. Поставив перед собой, например, задачу объёмно-пространственного решения этой плоскости, постарайтесь не только увидеть, но ещё и глубоко прочувствовать, что все формы объёмны, и поверхность их состоит из различно повёрнутых в пространстве участков. Так, на рисунках №3 и №4 деревья на горизонте изображены по большей части вертикальными мазками, но в некоторых местах как бы следуя за изгибами веток.

 
              


                                                                                      Рис.4

   А вот мазки фона неба и облаков уже другие – небо мягкое и как будто вообще лишенное мазков (сглаженное), мазки же на облаках полукруглые, словно описывают их «объёмно-кругловатую» форму. Ну а на подстилающей поверхности мазки почти горизонтальные с некоторым уклоном, словно подчеркивающие геометрическую перспективу (рис №4).


 
              


                                                                                 Рис.5
   Часто мазки в этюде нужно направлять согласно поворотам участка формы, как бы граня и выстилая её. Следует широко использовать свойство масляных красок – давать то густые и плотные, то прозрачные и тонкие мазки. Оно широко используется для подчеркивания выпуклостей более плотной пропиской уже по ранее нанесённому слою краски, а также для передачи прозрачности и воздушности теней тонкослойным письмом. Следует использовать и технику лессировки – это когда на один красочный слой наносится другой полупрозрачный слой краски иного цвета. Этим можно добиться не только удивительных оттенков, но и активно корректировать цвета в процессе письма. Обратите внимание на рисунок №5, где, таким образом, прорисованы деревья более близкого плана и показано начало нанесения тени на переднем плане справа внизу. Обратите внимание, что некоторые ветви деревьев написаны по уже ранее нанесённым слоям краски (по небу и кронам дальних деревьев).

 
              


                                                                                 Рис.6

   Не следует забывать и о непререкаемом правиле «от общего к частному». Это хорошо видно на рисунках №6 и №7 – сначала прописываем общие пятна (небо, деревья, травяную подстилающую поверхность), а уже после этого начинаем постепенный переход к частному (отдельные пятна, цветы, кусты, тропинка, дома, забор и прочие детали).

 
              


                                                                                   Рис.7

   Однако, следуя вышеназванным советам письма, не следует переусердствовать и вовремя снимать где нужно излишки краски мастихином (такая специальная лопаточка в виде скребка или мастерка) или, наоборот, нанося корпусные густые мазки. При этом старайтесь подчеркивать весомость ближних планов по отношению к задним, написать их иначе, чем дали, энергичнее написать то, что и по цвету и по освещению самое яркое, сочное.

   Но не только мазками пишут художники. Бывает, что даже и не только кистями, но и, например, мастихином. Я же сам писал и палочками, и спичками, и тряпками и даже … пальцами. Кто то, наверное, обратил внимание, что в старину многие картины выполнялись очень заглаженными (да и сейчас это тоже не редкость). Но это вовсе не значит, что на этих картинах нет мазков – просто они менее заметны. Я же в своих работах стараюсь использовать различные техники письма в одной и той же работе, используя одновременно как гладкое письмо, так и мазки разной интенсивности и даже грубый мазок. На мой взгляд, сочетание таких техник многое даёт, ибо общеизвестно, что на границах «наук», часто случаются грандиозные открытия. Так, по аналогии и в живописи. На рисунках №8 и №9 сочетание этих техник хорошо заметно – прямо по ламинарному полю (лужайка, трава) прописаны мазками забор, тропинка, цветы, отдельные кустики травы.

 
              


                                                                                    Рис.8

 
              


                                                                                 Рис.9

   Обратите внимание на рисунок №10. На нем видно, что мы уже конкретно перешли от прописки общего к частному. Причем, обратите внимание, тот предмет, который как бы является главным (в нашем случае это дерево – берёза), мы прописали более четко и более детально, заставив зрителя в первую очередь обращать внимание именно на него. Задний же план, действительно как бы ушел назад, образовав глубину пространства, создав иллюзию воздушной перспективы. Он стал как бы вторичным – на него во вторую очередь обращает внимание зритель.

 
              


                                                                                    Рис.10

   Ну и на рисунке №11 показан окончательный этап письма картины «Под сенью». Здесь видно, что предметы переднего плана прописаны более четко и более детально (ствол берёзы, листья дерева, цветы переднего плана, трава).

 
              


                                                                                   Рис.11

   Ну, вот мы и закончили писать картину «Под сенью». Возможно, кое-чему и вы научились, однако, на мой взгляд, в такой короткой статье невозможно раскрыть большинство приёмов письма маслом – очень многое осталось «за бортом», поэтому считаю необходимым продолжить знакомство с письмом маслом в последующих уроках и на других (моих) примерах.

             Огромное спасибо за внимание! С уважением и наилучшими пожеланиями, Рубцов В.П.

    Более крупным планом картину можно посмотреть здесь: http://parnasse.ru/go/url=http://www.zhivopismira.ru/work/28626/%20

                                     25.02.2014г. Рубцов В.П. UN7BV. Астана, Казахстан.

     Ну и на последок вашему вниманию предлагаю предварительный рисунок акварелью к картине "Под сенью". Может кому-нибудь для наглядности и пригодится ...

              

 

                                                     Рубцов В.П. UN7BV. Астана, Казахстан.

                                                                                 73!