Главная         Модель планера "Фламинго"          Заглавная №5

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Text Box:

 

Свободнолетающая модель планера "Фламинго".

Модель планера "Фламинго".

 

     Планер "Фламинго", внешний вид которого показан на цветной заставке, представляет собой моноплан с верхним расположением крыла, скошенным килём и вынесенным на верхнюю часть киля, стабилизатором. Крыло размахом в 1 метр имеет загнутые под углом в 30 градусов законцовки с целью обеспечения поперечной устойчивости в полете. Подъемную силу создает крыло удлиненной формы. Состоит оно из нервюр (сосновая трёхслойная фанера толщиной 1 мм - 28 штук), передней 5х5 мм и задней 8х2 мм кромок, лонжерона 10х5 мм и двух законцовок ( сосновая фанера толщиной 1 мм). Кромки и лонжерон изготовлены из сосновых реек. Пространство между двумя центральными нервюрами заполнено пенопластом. Что позволяет крепить крыло к фюзеляжу резиновым жгутом без повреждения бумажной обшивки. Рейки в местах отгиба законцовок изгибают над огнем, предварительно размочив места сгиба в воде. Лонжерон в местах изгиба (изгибать после выполнения треугольного тридцатиградусного надреза до середины планки в месте изгиба) укреплен двумя уголками из фанеры толщиной 1 мм (клеить и обмотать нитками в 1 слой). Законцовки укреплены дополнительными пенопластовыми уголками. Углы изгибов задней и передней кромок дополнительно укреплены треугольниками из плотной бумаги (ватман). Собирают крыло на ровной доске подходящего размера, используя её как стапель. На доску укладывают чертеж крыла в масштабе один к одному, по краям очертаний крыла вбивают несколько гвоздиков в доску. Затем устанавливают заднюю и переднюю кромки упирая их в гвозди, далее устанавливают лонжерон и потом уже нервюры. Для обеспечения  одинаковых углов изгибов законцовок крыла используют специальные отрезки досок одинаковых размеров, расположив их вертикально под законцовками на равных расстояниях от изгибов. Все соединения проклеивают синтетическим клеем. Если клей и прольется где-нибудь, то это не создаст особых проблем, так как между элементами крыла и доской находится бумага. Крылу дают высохнуть, обрабатывают шкуркой и обклеивают бумагой "Калька". После того, как высохнет клей, кальку обрызгивают водой (из пульверизатора) и дают хорошо высохнуть на солнце. После этой процедуры бумага хорошо натягивается. Затем покрывают тонкой пленкой ацетонового лака, но даже и без лакового покрытия модель обладает хорошими летными данными. Следует обратить внимание на несколько необычную форму законцовок крыла и фюзеляжа. Такая их форма предотвращает закручивание воздушного потока, стекающего с концов крыльев (закручивание происходит из-за наличия двух факторов: первый  - разности давления над крылом и под ним, и как следствие - перетекание воздуха из под крыла в пространство над крылом, и второй - движение воздушного потока относительно крыла - вдоль нервюры от её кромки до законцовки, за счет движения модели вперед относительно воздушной массы). В результате применения законцовки лобовое сопротивление модели уменьшается, что равноценно увеличению аэродинамического качества. Эти законцовки убирают с концов крыльев (основного и стабилизатора), так называемые "парашютные тормоза". Качество такого крыла, даже при относительно небольшой его длине приближается к качеству эллипсовидного крыла (качество эллипсовидной формы крыла в плане, из наличия большого разнообразия многочисленных форм крыльев, наиболее высокое).

Рис.1. Чертеж планера "Фламинго". Вид сверху.

 

Рис.2. Планер "Фламинго". Вид спереди. Чертежи законцовок крыла и стабилизатора.

     Фюзеляж планера выполнен из двух сосновых реек сечением 16х13 мм (с плавным уменьшением до киля 13х13 мм) и длиной 639 мм. Рейки склеены между собой. В них выдолблены три полости для уменьшения веса.. Носовая часть фюзеляжа выполнена из фанеры толщиной 2 мм (две пластины-щёчки - смотри рис.8), деревянной носовой внутренней вкладки (под балластный отсек - показана желтым цветом на рисунке) и пенопластовой средней вкладки-наполнителя (цвет фиолетовый). В нижней части имеется крючковая дюралюминиевая пластина под леер. Носовой отсек (балластный отсек) имеет отверстия для прохода штока точной настройки положения центра тяжести модели и для засыпки дроби - балласта. Сам шток вкручивается в укрепленную в носовой части гайку. Его фиксация производится другой гайкой, расположенной снаружи носового обтекателя. На конце штока двумя гайками укреплён груз - свинцовый шар. Вкручивая или выкручивая шток можно плавно перемещать положение центра тяжести относительно хорды крыла. Наличие штока с вынесенным вперед грузом позволяет снизить общий вес модели (ибо без этого большого плеча пришлось бы увеличивать вес основного балласта, так как его плечо относительно крыла гораздо меньше). У передней и задней кромок крыла (в круглые отверстие через носовую деревянную часть и пенопласт  фюзеляжа) установлены штифты из бамбука круглого сечения диаметром 5 мм и длиной 60 мм. Они служат для крепления крыла к фюзеляжу с помощью резинового жгута. Носовая часть и фюзеляж окрашены нитрокраской. В нижней носовой части фюзеляжа перед пластиной с крючками для леера, в специальном отсеке, расположено пластмассовое колесо шасси. Пластина леерных крючков скреплена двумя болтами М3. Она имеет два крючка, один из которых используется при центровке САХ 30% (такое необходимо при использовании плоского стабилизатора), и второй при более задней центровке САХ 75% (в том случае, когда применяется несущий стабилизатор - профиль нервюры аналогичен нервюре основного несущего крыла). Наличие двух крючков, разнесенных вдоль фюзеляжа полезно также и при запуске в различных погодных условиях (ветер).

Рис.3. Планер "Фламинго". Вид сбоку. Увеличить?

 

Рис.4. Носовая часть фюзеляжа.

 

Рис.5. Средняя часть фюзеляжа.

 

 

Рис.6. Рисунок киля.

     Хвостовое оперение планера состоит из стабилизатора (стабилизатор несущего типа, это позволяет использовать более заднюю центровку - а это тоже уменьшение веса модели за счет использования более легкого балласта) и киля. Верхняя часть киля сильно скошена назад. Стабилизатор установлен на специальной площадке, установленной на верхней части киля (деталь зелёного цвета на рисунке). Это конструкторское решение имеет три положительных момента: во первых, за счет скошенного киля уменьшается общая длина фюзеляжной балки, что привело к некоторому снижению веса модели, во вторых верхнее расположение стабилизатора выводит его из зоны затенения основного крыла, его лобовое сопротивление уменьшается (так как его обтекает более ламинарный воздушный поток), а эффективность повышается, и третье - уменьшается вероятность повреждения стабилизатора при посадке о возможные непредвиденные препятствия из-за высокого расположения последнего. Киль и стабилизатор выполнены из сосновых реек (смотрите сечения и размеры на рисунках 1 и 7). Углы и соединения реек укреплены уголками из плотной бумаги (ватман).  Оперение обклеено бумагой "Калька" с обеих сторон. Крепится киль к рейкам фюзеляжа специальным замком (киль следует зажать между рейками фюзеляжа в специально выпиленном в них для этого пазе и затем  зафиксировать его специальным замком - деталь 13, а сам замок закрепить несколькими витками ниток). Стабилизатор к площадке киля крепится резиновым колечком как показано на рисунке. Вид планера сверху, сбоку, спереди, чертежи киля, нервюр и носовой части фюзеляжа показаны на рисунках №1...8.

Рис.7. Чертежи: нервюры крыла, нервюры стабилизатора, площадки крепления стабилизатора, киля  и запорного замка киля.

 

Рис.8. Чертежи деталей носовой части фюзеляжа (4 - деревянная носовая бобышка, 14 - боковые щечки - трехслойная фанера толщиной 2 мм, 7 - пенопластовая вставка-наполнитель), балластного штока плавной регулировки положения центра тяжести (1 - свинцовый шар и 2 - шток с фиксаторными гайками) и пластины леерных крючков (8) - дюраль толщиной 2 мм.

     Перед запуском планера следует заполнить его балластный носовой отсек свинцовой дробью так, чтобы центр тяжести модели располагался на расстоянии 57%  средней аэродинамической хорды несущего крыла при использовании стабилизатора несущего типа (либо 30% САХ при плоском профиле стабилизатора). Возможно под переднюю кромку основной несущей плоскости придется подложить деревянную пластинку размером 20х10 мм (это определится по результатам первых пусков модели - критерий - плавный полёт без кабрирования и пикирования). Толщину её следует подобрать так, чтобы угол установки крыла (угол атаки) по отношению к линии фюзеляжа составил 3...3,5 градуса. Первые пробные запуски планера нужно производить с руки. Подбирая в небольших пределах величину угла установки крыла и подбирая величину веса балласта (тем самым, изменяя место положения центра тяжести - регулировка центровки грубо, более плавно регулировку положения центра тяжести следует производить ввинчивая и вывинчивая шток с балластным свинцовым шариком) добиваются плавного полета планера без кабрирования или пикирования. Первый запуск с помощью леера (леер - тонкая веревка, жгут, длиной 50 метров с укрепленным с одной стороны проволочным поводком длиной 10 см  и изогнутым в колечко диаметром 4 см на конце, а также с флажком в виде удлиненного треугольника, укрепленного на поводке, другой конец леера закреплен на каркасе "плоской" катушки, выпиленном из фанеры толщиной 5 мм) следует производить при слабом, встречном, ламинарном ветре (2...3 м/с) на площадке, свободной от различных препятствий в радиусе 1,5 км. При отсутствии восходящих потоков планер держится в воздухе несколько минут и, как правило, совершает посадку внутри указанного круга. При наличии восходящих потоков и более сильного ветра этот планер улетал далеко за пределы вышеуказанного круга.

Рубцов В.П. Казахстан. Астана. UN7BV.

73!

 

 

 
     
Используются технологии uCoz