Главная            Чайка с десантом             Заглавная №2

Чайка с десантом.

   Эту модель я изготовил 36 лет тому назад. Она, конечно же, не тянет на звание чемпионской, но у нее есть свои достоинства. Я, в свое время, изготовил и запускал много разных свободнолетающих моделей, так вот, практика показала, что эта модель обладает гораздо большей живучестью, чем остальные. Причина тому верхнее расположение крыла на пилоне и стабилизатора на киле. Свободнолетающая модель, не оснащенная радиоуправлением, запускается, как правило, с хорошо подготовленной площадки, а вот садится там, куда ветер занесет. Не для кого не секрет, что поломки, чаще всего, происходят во время посадки. Даже высокая трава (сухостой) порой является причиной порыва обшивки крыла и стабилизатора. Эта же конструкция имеет некоторые преимущества в этом отношении. Да и возможность производить сброс парашютиста тоже является положительным свойством, ибо принесло немало удовольствия наблюдающей за полетом модели детворе.

    Свободнолетающая модель планера «Чайка», представляет собой моноплан с верхним расположением крыла, основная несущая плоскость вынесена над фюзеляжем и укреплена на пилоне. Стабилизатор расположен на киле, на уровне установки основного крыла. Высокое расположение плоскостей способствует уменьшению вероятности повреждений при неудачных посадках. Фюзеляж сложной объемной формы, силовые элементы которого (шпангоуты, стрингеры и т. д.) выполнены из фанеры толщиной 3мм и реек сечением 3Ч4мм изготовленных из дерева сосновых пород. В качестве обшивки используется калька. Длинная хвостовая часть фюзеляжа с вынесенным на ней килем большой площади обеспечивают хорошую путевую устойчивость модели. Устойчивость по тангажу обеспечивается стабилизатором, имеющим отрицательный, регулируемый установочный угол. Для обеспечения поперечной устойчивости законцовки крыльев загнуты вверх под углом 25 градусов. Основное крыло установлено под углом атаки 3,5 градуса. Центр тяжести модели находится на расстоянии 1/3 хорды, считая от передней кромки крыла. По высоте он расположен несколько ниже уровня установки крыла и стабилизатора, чем у классического варианта модели планера, поэтому данная модель обладает лучшей устойчивостью. Планер имеет неубирающееся шасси, стойки которого изготовлены из дюралевых пластин толщиной 1мм. Колеса пластмассовые от детских игрушек. В пилотской кабине установлена катапульта. Козырек кабины изготовлен из оргстекла (1мм) или целлулоида (можно сделать вырезку из пластмассовой бутылки). В качестве парашютиста используется либо игрушка «пупсик», либо кукла, вырезанная из легких пород дерева. Конструкция катапульты понятна из рисунка. Направляющая штока катапульты изготовлена из отрезка медной трубки с внутренним диаметром 3мм и припаяна тугоплавким оловом к крепежной латунной планке. Жесткость пружины подбирают экспериментально в зависимости от веса парашютиста. Крючок запуска, являющийся одновременно спусковым крючком катапульты, изготовлен из дюралюминия толщиной 2мм. Парашют изготовлен из лоскутков легкой ткани красного и белого цветов. В качестве строп используется суровая нитка. Стропы и купол парашюта укладываются на колени парашютиста (между руками). Для срабатывания катапульты необходимо произвести рывок леером (его длина 50 метров, на скобе установлен флажок) в момент достижения верхней точки подъема при запуске модели. Подъемную силу модели создает удлиненное крыло прямоугольной формы со скошенными законцовками. Состоит оно из нервюр (сосновая фанера толщиной 1мм), передней 4Ч4мм и задней 2Ч7мм кромок, лонжерона 4Ч7мм и трех стрингеров 3Ч4мм, а так же двух законцовок 3Ч7мм. Кромки, лонжерон и стрингеры изготовлены из сосновых реек. Стабилизатор выполнен из сосновых реек сечением 4Ч4мм (сечение задней кромки 4Ч6мм) и укреплен уголками из ватмана. Для получения большей жесткости пилон и средняя часть киля усилены горизонтальными (а пилон еще и вертикальными) элементами. Их приклеивают клеем «Марс» и выдерживают до полного высыхания, а затем обрабатывают, придавая, как килю, так и пилону обтекаемую каплевидную форму. Переднюю часть делают круглой, а заднюю кромку заостряют. Для удобства транспортировки основное крыло можно сделать съемным, прикрепив его к пилону резиновым жгутом. Передняя часть крыла (от кромки до первого стрингера) обклеена сверху ватманом. Остальная часть крыла, стабилизатор и киль обклеены с обеих сторон калькой. Передние части крыла, стабилизатора, киля и фюзеляжа окрашены в красный цвет нитрокраской, что повышает устойчивость модели в полете (шутка, окраска улучшает эстетичный вид, а если она нанесена пульверизатором и представляет собой слегка шероховатую поверхность, то начинает играть еще и роль турбулизатора, со всеми вытекающими из этого последствиями!). На основной плоскости синим цветом выполнена надпись «Чайка», а на киле может быть нанесен номер модели, позывной, ваш товарный знак, логотип или эмблема. Балансируют модель без парашютиста, засыпая дробь в носовой отсек фюзеляжа. После посадки парашютиста центровка становится более передней, однако, возникающий при этом незначительный пикирующий момент с лихвой компенсируется кабрируюшим моментом противоположной направленности, возникающим после натяжения леера, После сброса леера, в момент срабатывания катапульты, балансировка модели восстанавливается. Запускать планер рекомендуется при слабом, встречном, ламинарном (без порывов) ветре.

Модель можно несколько улучшить. Если стабилизатор сделать несущим, то следует перенести центр тяжести модели назад на отметку 65 процентов хорды. При этом вес используемого носового балласта намного уменьшится, планер станет легче, отчего его летные данные улучшатся. Чтобы стабилизатор сделать несущим, нужно его профиль выполнить плоским снизу и выпуклым сверху (нервюра с профилем Clark-Y толщина 6-10%). Угол установки такого стабилизатора следует взять нулевой.

С целью улучшения прочности конструкции и упрощения технологии ее изготовления можно выполнить нос планера как показано на рисунке 2. Балластный носовой отсек модели изготавливают из двух половинок деревянной бобышки с выдолбленной серединой. Между половинками бобышки установлена фанерная вставка. В каждой половинке бобышки просверлены по четыре отверстия диаметром 4мм, в которые вставляются (на клей) закругленные концы стрингеров фюзеляжа. Это намного облегчает процедуру сборки фюзеляжа, а прочность его носовой части возрастает. Концевую бобышку фюзеляжа следует крепить так, как показано на рисунке 3. Стрингеры приклеиваются к бобышке и дополнительно через образовавшийся паз, полученный путем вырезания уголка на их концах, обматываются несколькими витками ниток для прочности.

            

   Выполнить нос фюзеляжа модели можно и так, как показано на рисунке 4. В этом случае кок выполняют из целого куска древесины, выдолбив в нем углубление, с целью получения полости для загрузки балласта. Первый шпангоут (зеленого цвета) изготавливают из фанеры толщиной 3мм. К шпангоуту двумя болтами прикручивается металлическая пластина с резьбовым отверстием в центре (М4). В эту пластину вкручивается шток со свинцовым балластным шаром. Сам шток и свинцовый шар фиксируются гайками с резьбой М4. Изменять центровку модели можно либо путем добавления дроби в балластный отсек, либо путем ввинчивания штока с шаром на конце. Последний способ предпочтительнее, так как за счет большего плеча, на котором находится шар, общий вес балласта становится меньше, что благоприятно сказывается на летных качествах модели (увеличивается продолжительность полета). При транспортировке модели шток можно вывернуть.

   В свое время я изготовил много моделей, выполненных по классической схеме, но больше всего привлекали к себе внимание модели с оригинальной, необычной формой, нестандартными решениями некоторых узлов. Так, например, я построил модель подводной лодки, движителем которой являлся парус. Если, конечно, можно назвать парусом кусок ватмана размером 10Ч10см, покрытый водоотталкивающим лаком. Он насаживался на перископ, удлиненный до 25см. Рули глубины устанавливались в такое положение, при котором подлодка погружалась во время движения при определенной силе ветра. При ослаблении ветра, либо при подходе к берегу, подлодка теряла скорость и всплывала. Подлодка действительно ходила на глубине 10-15 сантиметров, а над водой оставался только парус. Но вернемся к нашим самолетам, вернее к необычным моделям. Так на рисунке 5 изображен изготовленный мной дископлан. Диаметр диска равен 50 сантиметрам. Нижняя часть крыла диска была выполнена из фанеры толщиной 3мм (лобзиком были выпилены окна между нервюрами для облегчения) с приклеенными сверху нервюрами, стрингером и лонжеронами. Вид модели с боку и спереди показан на рисунке номер 6. Диск хорошо летал. Продольная (по тангажу) устойчивость обеспечивалась отклоненным вверх и зафиксированным в таком положении, рулем высоты (по аналогии летающего крыла). Путевая устойчивость обеспечивалась двумя килями. Поперечная устойчивость так же обеспечивалась килями. Суть вышесказанного заключалась в том, что кили были выполнены скошенными, кроме того, их обращенные друг к другу поверхности сделаны выпуклыми, а противоположные – плоскими (тонкий плосковыпуклый профиль нервюры). За счет этого кили создавали в полете определенную подъемную силу. При полете диска без крена подъемные силы обоих килей были равны. При появлении крена (например, из-за порыва ветра) диск начинал скользить в сторону накренения, и у киля обращенного в сторону крена угол атаки и, как следствие, вертикальная составляющая подъемной силы увеличивалась, а у противоположного киля уменьшалась, что приводило к появлению восстанавливающего момента. Центр тяжести диска устанавливался, путем добавления дроби в балластную камеру носового отсека на уровне одной трети наибольшей хорды диска считая от носовой кромки.

    

   Еще одна, выполненная не по классической схеме модель показана на рисунке 7. В качестве несущих поверхностей в ней применены два одинаковых по размеру крыла. Каждое крыло имело размеры 1238Ч128см. Площадь обоих крыльев примерно равнялась площади крыла модели «Чайка», но габариты модели при этом, были существенно меньше, да и жесткость у меньших по размеру крыльев была заметно выше. Вместе с тем фактом, что центр тяжести данной подели, находился где-то по середине между крыльями, что привело к необходимости использования небольшого по весу центровочного балласта, вышесказанные качества приводили к заметному улучшению летных данных модели по сравнению с классическими образцами, имеющими несущую площадь крыльев того же размера. Крылья данной модели разнесены по высоте, что предотвратило затенение одного крыла другим. Простое соединение двух крыльев (биплан) придало модели, измененные в лучшую сторону качества (как, по аналогии, и у морского катамарана – резко улучшалась остойчивость). Поперечная устойчивость обеспечивалась скошенными под углом 25 градусов законцовками обоих крыльев. Путевая устойчивость обеспечивалась килем большой площади. Определенную лепту в обеспечении путевой устойчивости вносили, и законцовки заднего крыла. Они компенсировали моменты противоположной направленности (дестабилизирующие), возникающие на законцовках переднего крыла. Поперечная устойчивость (по тангажу) обеспечивалась следующим. Переднее крыло устанавливалось под углом атаки 3,9 градуса, а заднее под нулевым. В результате для уравновешения моментов, создаваемых крыльями, центр тяжести модели приходилось смещать несколько вперед. При установившемся полете моменты были равны. При появлении возмущающего порыва ветра сверху, угол атаки первого крыла уменьшался, но оставался положительным, а вот угол атаки второго крыла становился отрицательным, в результате чего появлялся восстанавливающий момент. Модель выравнивалась. При порыве ветра снизу угол атаки первого крыла возрастал, однако он так же возрастал и у заднего крыла. Прирост подъемной силы этого крыла действовал на большем плече, чем у первого крыла, создавая стабилизирующий (пикирующий) момент, что приводило к выравниванию модели. Некоторую положительную лепту в устойчивость модели вносило и низкое расположение центра тяжести по отношению к линии установки крыльев. И даже при несколько увеличенном лобовом сопротивлении модели (из-за наличия двух крыльев и толстого фюзеляжа) модель обладала неплохими летными данными. Уважаемые посетители моего сайта, а как вы относитесь к шуткам? Правильно! В данном случае их нужно отставить в сторону! Ну, так успехов вам! Дерзайте юноши! И пусть вам разные неожиданные случайности никогда не обломают крылья!

Казахстан, Астана, Рубцов В.П.

Вышеупомянутая сторона, в которой находятся шутки!

   Иду я, как-то, мимо очереди пассажиров, дожидающихся регистрации. Прислушался. Один говорит другому: «А зачем самолету Ан-24 нужны винты, у него же двигатели реактивные»? «Так для охлаждения – отвечает другой – мотор же в полете греется!» Я постоял еще минут пять. Смеха так и не последовало! Видно разговор был серьезный.

   В начале своей летной деятельности я был вторым пилотом Ан-2. Командиром у меня был некий Ишеков, в общем, то хороший человек, но пьяница был несусветный. Я пытался отучить его от этого. И вот однажды (очевидно я его уже достал) придя утром на самолет трезвым, ровно через пятнадцать минут он уже с трудом ворочал языком. «Так вот – сказал он, проглатывая окончания слов – у меня сейчас на самолете спрятана бутылка водки. Если ты ее найдешь до вылета, то я, клянусь, брошу пить, а если не найдешь, то не брошу, но ты обещай, что от меня отстанешь»! На том и порешили. Я обыскал весь самолет, даже заглянул в его командирский портфель и ощупал его пиджак, но бутылки так и не нашел. «Ну что, сдаешься?» – спросил Ишеков. И после моего кивка головой показал место, где находилась бутылка водки. Она преспокойно покоилась во внутреннем кармане моего пиджака, висевшего на самом видном месте (это он туда ее засунул). После этого случая я свои воспитательные попытки прекратил. Ишеков стал пить еще больше! В конце концов, водка его и сгубила. А мужик, в общем, то, был хороший!

   Произвели мы, как-то, посадку в одном аэропорту МВЛ. А к моменту вылета порт накрыло туманом. Дело было под вечер, а синоптик летной погоды нам не дает – видимость плохая. Трубу котельной, по дальности до которой определяли видимость совсем не видно. И, вдруг, Ишеков говорит синоптику: «Так трубу же сегодня снесли! Мы это видели на подлете»! Короче говоря, мы все же улетели. Какой же был назавтра скандал, когда туман рассеялся и синоптик увидел трубу котельной, преспокойно стоявшей на своем обычном месте!

Рубцов В.П.

73!



Используются технологии uCoz