Главная                   Трансивер "Целина"                    Заглавная №2

Часть третья

Верньер планетарного типа

   Верньерно-шкальный механизм, эскиз которого показан на рисунке применен в трансивере "Целина". Он имеет коэффициент передачи около 21/1 (21 обороту ведущего валика соответствует один оборот ведомого), обладает мягким ходом и не имеет люфта.

           

Верньер. Вид спереди.                                                    Верньер. Вид сбоку.

   Механизм состоит из передней (11) и задней (9) стенок, соединенных винтами , ввинченными в резьбовые отверстия стоек 4, четырех зубчатых колес - ведущего (12) и трех ведомых (2), кольца-оправки 6 с шариковым подшипником, кольца 5 с внутренней дорожкой обката, шкального диска 10 и стрелки указателя настройки 3. Ручка настройки 7 закреплена на конце валика 8. Последний туго вставлен во внутреннее кольцо подшипника, внешнее кольцо которого в свою очередь, плотно вставлено в оправку 6., привинченную вместе с ограничительной шайбой 13 к стенке 11 винтами.

   На левом (по рисунку) конце валика 8 с помощью винта М3 закреплено ведущее колесо 12 (винт ввинчен в резьбовое отверстие в торце валика). Колесо - двухступенчатое от номеронабирателя телефонного аппарата (пластмассовое). В описываемом механизме используется малая ступень с 12 зубьями, находящаяся в зацеплении одновременно с тремя ведомыми колесами 2 (также от номеронабирателя - пластмассовые), Вращаются они на осях, закрепленных с помощью гаек на шкальном диске 10. На ступицы колес плотно надеты отрезки резиновой трубки, образующие с внутренней поверхностью кольца 5 фрикционные пары.

   Шкальный диск 10 снабжен втулкой (соединена с ним тремя заклепками), которая с помощью стопорного винта закреплена на валике ротора конденсатора переменной емкости (КПЕ) 1. Последний установлен на задней стенке 9 и закреплен на ней тремя гайками. При вращении ручки настройки 7 ведущее колесо 12 приводит во вращение три ведомых колеса 2, и они, обкатываясь своими обрезиненными ступицами по внутренней поверхности кольца 5, увлекают за собой шкальный диск с валиком ротора КПЕ. Стрелка-указатель настройки 3 закреплена на стенке 9 винтом с гайкой М2.

   В  качестве органа настройки применен дифференциальный КПЕ типа "бабочка". Поскольку верньерный механизм не имеет ограничителя вращения, емкость КПЕ за один полный оборот (360 градусов) дважды возрастает от минимальной до максимальной и столько же раз уменьшается от минимальной до максимальной. Это позволило уменьшить диаметр шкального диска, разместив на нем 12 шкал на дугах трех окружностей (по три шкалы в каждом из четырех секторов). При необходимости, путем соответствующего распределения шкал (по диапазонам) можно получить прямой отсчет частоты независимо от принимаемой боковой полосы (верхней или нижней) при любой структурной схеме трансивера. Если предполагается использовать цифровую шкалу, то диаметр шкального диска можно уменьшить до минимально необходимого для крепления осей ведомых колес 2 размера.

   Детали 5, 6, 9, 10, 11, 13 изготовлены из дюралюминия, резьбовые стойки из стали. Зубчатые колеса 2 и 12 - пластмассовые, благодаря чему верньер имеет очень мягкий ход и не требует смазки. Резиновые трубки, надетые на ступицы колес 2, - также от телефонного аппарата (отрезки трубки, предотвращающей поломку провода в месте его входа в аппарат).

   Верньер применен в трансивере "Целина". С неменьшим успехом его можно использовать в радиоприемнике "Turbo-Test", а также в других конструкциях.

                                               Рубцов В.П. UN7BV, Казахстан, Астана.

73!

 

Используются технологии uCoz