Включи звук!

Главная              А  я  буран  рисую!               Заглавная №6

   

     Ночь за окном, гудит в печи огонь, третий час, все спят и только один я сижу у окна и наблюдаю за разгулявшейся непогодой. Завывает студёный ветер - аж дрожь по коже. За окном сугроб снега причудливой формы, с его вершины срываются снежные завитушки - художественные творения вьюги. Свет из окна выхватил из темноты старый тополь. Рядом ещё один - молодой ... гнётся под порывами ветра. Чуть позади камышовый забор, а за ним соседский дом. В окнах темно - все давно спят. В такую непогоду очень хорошо спится. Оконный свет словно ученическую тетрадь расчертил на квадратики снежный сугроб. Из старенького громкоговорителя почти неуловимо для уха тихо доносится  знакомая мелодия ... "снег кружится, кружится, кружится ...", иногда пропадая совсем - замыкают от ветра провода. Скоро новый год, настроение ожидания праздника, а тут такая вьюга! Передо мной чистый лист ватмана, рядом коробка новенькой акварели, в руках колонковая кисть. Я рисую буран ... с натуры. Позже, на одной из выставок, этот "всплеск души" занял призовое место. Однако, рисунок так и не вернулся к хозяину - канул в "вечность", а  ощущение той ночи осталось со мною навсегда. Обычно свои рисунки себе самому не очень нравятся - всегда замечаешь свои ошибки, хотя и не говоришь о них другим, но этот рисунок мне очень нравился. Прошло много лет. Однажды, вспоминая, я написал об этом стихотворение, вы можете прочесть его чуть ниже по тексту. И ещё - я очень не люблю делать копии чужих картин, а своих ... тем более! Но, с тех пор прошло больше сорока лет, а картина как живая стоит перед глазами ... и я решился. Вышло совсем не то. Всё получилось совсем по другому и гораздо хуже. А всё потому, что тогда я рисовал с натуры и под впечатлением. Сейчас же время сильно притупило чувства, а дома родительского, из окна которого я наблюдал нарисованную мной вьюгу, уже много лет как нет. Так что ... рисунок получился совсем другой. Да и рисование с натуры гораздо богаче по колориту, чем рисование того же, но по памяти. И вот только чувства - ощущение надвигающегося новогоднего праздника, ощущение силы природы, реализующейся в неистовстве зимней вьюги, игра оконного  света с мраком ночной пурги, которые словно борются друг с другом и никто из них не может победить, и чарующие звуки порывов ветра при этом, очень чётко зафиксированы в памяти, словно это было только вчера.

     Не всё в нарисованной мной картинке правильно изображено, имеется масса ошибок, не всё удалось нарисовать так как хотелось бы, не совсем точно подобраны те цвета, что были у прототипа этой картины, неправильно ... почти схематично изображены вихри пурги - акварель в этом отношении ... очень капризна, но вот чувства при виде её нахлынули  ... те же самые! Уважаемые друзья, попытайтесь избежать подобных ошибок хотя бы вы, если надумаете рисовать ... пургу! А я ... я не люблю повторять картины ... даже свои!

Итак:

А я буран рисую!

 

Ночь за окном, кругом буран и стужа.

Ревут и воют вихри разгулявшейся пурги.

Гудит огонь в печи, а вихри так и кружат

Во тьме ночной, где не видать ни зги!

 

Забор из камыша застыл снаружи

И тополь снегом занесен, заиндевел с тоски.

Свет от окна наперекор пурге и стуже

В ночной ландшафт внёс и свои мазки.

 

Оконный свет, как будто, не боится стужи,

Оконной рамой на квадратики разбит,

В ночную тьму, как в тело нож погружен,

Он будто с нею разыграл гамбит.

 

В гипноз ночной почти весь мир погружен,

Ни тьме, ни свету не избежать забвения пурги,

То разругаются они, то снова дружат,

Седой буран – им помириться помоги!

 

Сижу в тепле, гляжу в окно наружу,

Кисть колонковая так и срывается с руки,

И белый лист уже так долго жаждет стужи,

Которую я нарисую от тоски.

 

Лист ватмана, на снег слегка похожий,

И кисти, краски акварельной, лёгкие мазки,

Ложатся на бумагу осторожно,

Рисуя на холсте буран и плачь пурги.

 

 

19.12.2008г. Рубцов В.П. UN7BV. Казахстан, Астана.

 

Начинаем урок рисования "А я буран рисую!".

 

     Рисовать будем акварелью методом лессировки. Нарисовать буран не так то просто. Причем, днём не просто, а ночью - тем более! Для этого следует использовать несколько приёмов, обеспечивающих восприятие человеческим мозгом соответствующей метеорологической обстановки. При буране буквально в течении короткого промежутка времени изменяются многие параметры воздушной среды: видимость, скорость ветра, наличие или полноё отсутствие осадков. В результате весьма динамична и сама картинка, наблюдаемая нашим глазом. Так, качаются деревья, гнутся под порывами ветра их стволы, ветки словно живые "хлещут" из стороны в сторону, вихри снега разных размеров образуются повсюду, исчезая через мгновение, причём, попадая в различные по освещённости области, на ходу меняют окраску, то снежная пелена уменьшает видимость почти до нуля, то становится совершенно ясно, причём, ночью светлые места начинают гораздо сильнее контрастировать с тёмными, увеличивая чёткость картинки до ... неестественной (почти как при технике рисования "Графика"), при этом сильно меняются и цвета окружающих предметов. Следует помнить и то, что акварель в отличие от других типов красок (в том числе и масляной), является прозрачной краской. Это её преимущество и одновременно ... недостаток! По сравнению с масляной краской, акварель словно её антипод. А это означает, что и рисовать ею надо .. наоборот. Поясню: если вы хотите изобразить иней или снег на ветках деревьев, то при использовании масла нужно нарисовать ветки, а затем белилами нанести на них иней. С акварелью же всё до .. наоборот! Нужно вначале оставить  на бумаге белые места под иней (наметить бледной краской или простым карандашом места его нахождения), а уж затем изображать ветки. Рисовать будем на листе ватмана типоразмера А4. Простым карандашом (смотри рисунок №1) с лёгким нажимом выполним рисунок задуманного (мотив рисунка заключен в названии урока). Перспективу выберем неглубокую - ночью из-за слабой освещённости при глубокой перспективе мало что можно увидеть на дальних планах. На переднем плане схематично набросаем два тополя - справа старый, солидного возраста, а слева - молоденький. Между ними расположим "свежий" сугроб. Чуть позади тополей нарисуем камышовый забор, а ещё дальше на заднем плане изобразим соседский дом с шиферной крышей. Справа оставим небольшой участок под ночное небо. С волн шифера "организуем" снежные шлейфы - один из элементов снежного бурана, именно так они и выглядят наяву. Верхнюю часть ствола молодого деревца согнём по ветру (ещё один элемент создания иллюзии бурана), а ствол старого дерева оставим прямым. А вот ветви обоих тополей загнём по ветру (ещё один элемент, заставляющий наш мозг думать о непогоде). Ну и в центре на ближнем плане нанесём контуры света, бьющего из окна, и уже на его фоне нарисуем завитушки пурги (ещё один элемент ... бурана).

 

         

 

  Рис.1. Набросок простым карандашом.            Рис.2. Нанесение первого слоя акварели.

 

     Приступаем к следующему этапу рисования. Смочим лист бумаги водой, дадим ему слегка подсохнуть, и приступим к нанесению первого слоя краски. На этом этапе следует сразу определиться с цветовым решением этюда. Нужно помнить, что ночные краски, это не чистый чёрный цвет и его контрастные градации. В природе в большинстве случаев чёрный цвет имеет какой-либо свой оттенок. Задача художника выявить этот оттенок, подобрать его на палитре путём смешивания различных по цвету красок и правильно нанести на бумагу. Следует учесть ещё и их количественное соотношение в получаемом оттенке. При нанесении первого слоя акварели сила краски должна быть слабее чем у законченного рисунка раз в десять. При прорисовывании следующих этапов (слоёв), силу краски постепенно доводят до требуемой (на одну ступень при нанесении каждого очередного слоя краски - всего их десять). Если в некоторых местах краски наложено излишне много (при дальнейшем нанесении краски не удаётся повысить плотность цвета, и даже наоборот - при последующих мазках часть краски смывается к их краям), то следует это место оживить (реанимировать) кистью, смоченной в чистой воде, а затем по новой прорисовать это место до получения требуемого результата. Ночью, как и днём, каждый предмет будет иметь свой оттенок, хотя будет выглядеть намного темнее. И в то же самое время в картине должен преобладать какой то свой отдельный цветовой мотив - это будет неким связующим звеном всего рисунка (объединяющим обстоятельством), создаст целостность этюда (например: картина решена в тёмных холодных тонах, ибо это диктует ночь, буран, снег, темень). Светлые места картины (свет от окна) и места расположения вихрей и снежных струй на этом этапе следует оставить незакрашенными (смотри рисунок №2).

 

 

         

 

Рис.3. Нанесение 2-го и 3-го слоя акварели.   Рис.4. Нанесение следующих слоёв. Лессировка.

 

     Далее, намеченные на рисунке №2 цвета следует усилить путём нанесения последующих слоёв акварели. При этом не следует обращать внимание на частности, а прорисовывать более общие места (световые пятна картины, имеющие одинаковые или близкие  оттенки). Обратите внимание, что тополя имеют слегка зелёный оттенок, несмотря на то, что кругом ночная темень и лютый мороз (смотрите рисунок №3). Конечно, это выдуманные цвета, так сказать, желаемое приближение к действительности. Наиболее лучший результат будет получен только при реальном созерцании натуры (рисование с натуры). В этом случае задача художника упрощается до банального действа - простого копирования увиденного на бумагу. Но это простое, на первый взгляд копирование, есть одна из основополагающих задач, которую следует решить при обучении рисованию.  Только многократные практические занятия приносят в этом случае желаемые результаты (повторение - мать учения!). Однако, не каждый решится сидеть с акварелью на пленэре (зима, холод, буран, да ещё и темно!), поэтому в этом случае можно воспользоваться и фотоаппаратом. Только в этом случае следует помнить, что фотоаппарат видит несколько не так, как человеческий глаз. Его спектр увиденного смещён в ультрафиолетовую область, но всё равно, фотоснимки рисуемого сюжета - это всё же кое что по сравнению с "ничего". А ещё одним вариантом является тот, который в данном случае использовал я - вид из окна. Ну и уже в крайнем случае - рисование по памяти. В этом случае отпустите "вожжи" своей фантазии. Пусть её полёт достигнет разумных высот. Разумных потому, чтобы по окончании рисования у вас на листе не вышел ... чёрный квадрат Малевича! На рисунке №4 тона ещё больше усилены. Обратите внимание: появились новые оттенки - начинаем прорисовывать частные места, то есть, постепенно двигаемся от общего к частному (цвет на снегу, отражение тополей в окне, прорисовывание забора).

 

         

 

Рис.5. Цвета уже "набрали" почти полную силу.             Рис.6. Рисуем ветви деревьев.

 

     На рисунке №5 цвета ещё сильнее усилились. Начинаем более конкретно прорисовывать частности - ветви деревьев, снежные вихри и струи. Ветки деревьев, как правило всегда выглядят заметно темнее, чем их стволы, но общий цветовой "строй" должен быть единым (в крайнем случае у тополей - это точно!). А вот вихри и струи снега нужно рисовать гораздо слабее, чем это сделал я - это явная моя ошибка. Кроме того их нужно выполнить более обширными, а места окружающего фона за ними сделать более размытыми. На рисунке №6 показан ещё один этап рисования. Заканчиваем прорисовку окружающего фона переднего и заднего планов, а также предметов, расположенных здесь. Доводим силу цвета до максимально возможной. Усиливаем прорисовку веток тополей, добавляем мелкие детали.

            

 

 

Рис.7. Окончательный вариант картины "А я буран рисую!".

 

     Окончательный вариант этюда показан на рисунке №7. Здесь нанесены завершающие мазки краски. Максимально чётко прорисованы ветви, листики, наиболее тёмные закуточки картины.

 Выводы:

1. Всё же при рисовании с натуры цвета получаются более естественными, более правдоподобными, чем при рисовании по памяти.

2. Более правильной получается перспектива.

3. Гораздо естественнее выходит и сам рисунок, более правильно располагаются светотени, либо, как в данном случае, месторасположение и очертания светового пятна от окошка.

4. Гораздо оригинальнее выглядит и сам рисунок, более богатой и гораздо замысловатее получается  композиция (естественнее).

И ещё: этот вариант картины "А я буран рисую!" очень сильно отличается от первоначального варианта, причём, в худшую сторону. И это логично - рисование по памяти, да ещё при давности срока более сорока лет, во многом уступает по качеству рисованию с натуры. В этом я убеждался не единожды! Чувствуется в рисунке какая-то искусственность, хотя то давнее впечатление от ночной пурги всё же присутствует!

 

Рубцов В.П. UN7BV. Астана. Казахстан.

73!

 

 
     
Используются технологии uCoz