Включи звук!

Главная         Автопортрет. Карандаш.          Мои зарисовки

   

Подпись: Всем привет! Уважаемые друзья, коллеги, и просто ... прохожие, на этой страничке я хочу предложить для вашего внимания урок рисования. И не просто рисования, а создание своего автопортрета. Работать над портретом будем простым карандашом. Имеется много методик письма автопортрета, но всегда хочется внести в этот процесс что-то своё. Я - тоже не исключение в этом! Урок предназначен тем, кто уже владеет техникой рисования простым карандашом, рисунком фигуры человека, его головы и как отдельной, обособленной темы - созданием портрета.
Рубцов В.П.
       

Автопортрет. Карандаш.

Люблю карандаш – есть в нём что-то такое, сразу и не скажешь … нечто волшебное, что ли! И хотя, рисуя простым карандашом, никогда не нарисуешь фотографическую картину того, что видишь (допустим – тот же цвет!) – только некое приближение к ней, да, собственно, к этому и не нужно стремиться, всё же передать им видимое вами при этом вполне возможно, в том числе и свои чувства. Казалось бы ... простой карандаш, лишенный цвета, а если быть точнее – серенький (какая серость!), а может многое!

Не знаю как для кого, но для меня портретный жанр в  художественном творчестве всегда был самым сложным. И хотя при обучении мои учителя говорили, что мои портреты очень хорошо выражают характер рисуемой натуры, я не сильно обольщался – это, скорее всего потому, что я люблю рисовать юмор в картинках, а в этом жанре очень часто приходилось в портрете выражать разные чувства и состояния души: гнев, радость, раздражение, грусть, смех, слёзы, ум, глупость, умиротворение – это и «подарило» мне, наверное, столь «обнадёживающий» для меня результат, хотя и не дало права считать свои работы идеалом для подражания. На самом деле они далеки от того совершенства, которое я сам хотел бы в них видеть!

Есть разные техники письма портрета. Многое зависит и от того, чем вы его собираетесь писать – карандаш, акварель, масло, пастель, тушь (а последнее время я практикую и шариковую авторучку – удобно!). И везде имеются свои особенности. Ещё сложнее, на мой взгляд, работа над автопортретом. В этом уроке я расскажу вам о рисовании самого себя простым карандашом, результат вашего труда и будет называться автопортретом. Много написано умного об этом, много нарисовано красиво и правильно, но когда начинаешь рисовать сам (сам себя … уже в который раз!) – каждый раз открываешь в этом что-то новенькое. Чтобы выполнить автопортрет карандашом, надо владеть такими техниками, как создание рисунка простым карандашом, рисование фигуры человека, рисование человеческой головы, и как нечто обособленное - рисование портрета. Это очень объёмный материал для изучения (несколько книг) и очень большая по объёму, необходимая для работы в этом жанре, практика. Да простят меня начинающие художники, но будем «плясать» исходя из того, что они её уже имеют.

Собственно, что такое автопортрет? Это когда Вы рисуете самого себя. Как это сделать? Чтобы нарисовать самого себя, нужно себя … увидеть со стороны. И если, рисуя чей-то портрет, можно посадить перед собой натурщика (или натурщицу), найти нужный ракурс, подсветить его лицо как следует, заставить застыть в этой позе на несколько часов и «вперёд» … за орденами! С автопортретом сложнее – увидеть себя со стороны можно в зеркале, на фотографии, в телевизоре, компьютере. Но самое сложное, это нарисовать себя по памяти. Я считаю – это «высший пилотаж»! Это не так то просто сделать. Многие, наверное, услышав свой голос, записанный на магнитофоне, удивлялись его отличию от того, который они слышали сами при разговоре. Так и тут! Рисуя портрет, говорят, нужно «схватить» характер человека. Всё верно! Но, как известно, человек даже с самым скверным характером сам себе кажется … «лапочкой»! Вот и, поди, поймай его! Или, обратите внимание на следующее: думаю, многие «испытали» это на себе: не каждая ваша фотография нравится вам самим, и более того – большинство не нравится! А ведь есть и такие фотографии, глядя на которые, вы не узнаёте самого себя, сколько ни силитесь вглядываться. В чём дело? Ведь уж что-что, а фотоаппарат точно фиксирует то, что находится перед его объективом. Это говорит о том, что данный кадр очень редок – он не выражает основной массы изображений (выражений), которые может принимать ваше лицо, ведь оно порой так переменчиво! И только кадр, на котором выражение вашего лица наиболее свойственно вашему состоянию души, будет максимально похож на вас. А ведь вы, рисуя автопортрет, будете ещё и вертеться перед зеркалом – а как же иначе? Застыв, вы просто не сможете его нарисовать. Рисуя портреты, я заметил некую особенность - те люди, которых ты хорошо знаешь, сильно любишь или ненавидишь, на рисунке получаются гораздо более схожими с оригиналом, чем совершенно незнакомые люди. Это, наверное, оттого, что ты хорошо знаешь характер близких тебе людей. Вот поэтому, исходя из всего вышесказанного, я и смею утверждать, что автопортрет – есть один из наиболее сложных художественных жанров. И тут не «пролезут» даже мелкие ошибки – зритель их сразу заметит. Ибо, если вы не схватите суть портрета, то он не будет похож на оригинал – это заметит каждый, даже «прохожий».

Вообще, рисование головы человека – это целая наука, тут и соотношение её частей (включая и затылок, и волосы, и … шею), и ракурсы, и освещение, и характер. Поэтому, чтобы не переписывать уже давно написанное на эту тему, я отошлю вас к литературе, которую настоятельно рекомендую почитать: «Рисунок и живопись» (руководство для самодеятельных художников), третье (сокращённое) издание, Москва, «Искусство», 1976г, стр.63…98 (Рисование фигуры человека, его головы, портрета). Не обольщайтесь небольшим количеством страниц - формат книги большой, страницы размером больше журнальных, а текст написан довольно мелким шрифтом!

А теперь приготовим лист ватмана (ну, в крайнем случае – за неимением лучшего, полуватмана!) формата А4, мягкую резинку для стирания (которой рекомендую пользоваться как можно реже!), пару простых карандашей (из практики: я остановился на двух типах - «Конструктор-ТМ» и «Архитектор-М», хотя многие учебники рекомендуют следующие: «Пионер», «Ретушь», «Школьный», «Орион», «Комсомольский», «Кох-и-нор», «Саксония»), заточим их «свежеотточенным» перочинным ножом, снимем с себя «удушающие» предметы (кольца, перстни, галстуки, бабочки), острежем (по возможности) ногти, вымоем с мылом руки, усядемся возле зеркала поудобнее, расположим лист бумаги так, чтобы удобно было рисовать и чтобы свет падал  на него слева направо (это для правши, а для левши – наоборот!), а да, ещё … чуть не забыл – приготовим тонкий, а, главное, чистый лист белой бумаги, мы его иногда будем подкладывать под руку, чтобы не измазать её, а уже ею  рисунок (это в тех случаях, когда ваша рука устанет быть находиться на «весу»). Как держать правильно карандаш? Да так, как вам удобнее – есть несколько способов его удержания: как пишущую авторучку – тремя пальцами (большим, указательным и средним), как кисть при письме краской (зажав всей ладонью), а то и так, как некоторые держат сигарету (двумя пальчиками – большим и указательным, слегка касаясь незаточенным концом карандаша ладони),

Рисование изображений в зеркале имеет несколько особенностей – о них надо помнить. Слышали, наверное, такое выражение – зеркальное изображение? Оно отличается от реального тем, что лево и право меняются местами, а вот верх и низ остаются там, где они и были. Лицо человека, как правило, симметрично (за редкими исключениями), но бывают некоторые отступления от этого «как правило», например, родинки и тому подобное, и если изобразить их так, как видно в зеркале, то иногда весьма похожий на оригинал натуры портрет, может стать неузнаваемым для близких людей. Помните о таких мелочах и не забывайте делать поправки!

Для «пущей» наглядности и соответствующей «затравки» в начале урока я приведу свой «свежий» портрет – на нём изображена моя жена Оля (рис.1). Для чего? Далее поймёте сами!

Рис.1. Моя жена Оля. Портрет. Простой карандаш.

Начиная рисовать, первым делом следует отметить на листе бумаги «высоту» лица (головы) двумя горизонтальными штрихами (верх и низ). Это будет база, от которой мы будем «плясать» и уже относительно неё определять все остальные размеры изображения. Четырьмя пальцами правой руки обхватим карандаш так, чтобы его незаточенный конец оказался вверху, а большой палец (ноготь) прижмём к карандашу пониже этого торца и приложим к отмеченной нами «базе» на бумаге – сдвигая большой палец, отметим им это расстояние между штрихами на карандаше. Затем вытянем руку по направлению к своему изображению в зеркале и зафиксируем её в таком положении, когда это отмеренное расстояние будет соответствовать высоте вашей головы – запомним это положение руки (своеобразный «дальномер»). Повернём руку под девяносто градусов и, сдвигая большой палец, определим ширину лица. Перенесём этот размер на бумагу, отметив его двумя слабыми вертикальными штрихами. Таким же образом определим и другие необходимые размеры нашего «объекта» рисования.

Затем твёрдым карандашом нарисуем контур лица, максимально приближенный к натуре. При этом следует помнить о некоторых особенностях рисования портрета, например, о симметрии отдельных частей лица, об одинаковости размеров симметричных частей лица, о перспективе – например, если голова повёрнута, то дальние части лица будут казаться меньше, ближние больше, кроме того, как и в пейзаже, все линии (видимые и невидимые) будут сходиться в одной точке невидимого в данном случае горизонта (или в две точки горизонта при расположении головы в ракурсах, близких к анфасу («глаза в глаза»), что обеспечит симметрию лица на рисунке (эти линии перспективы, а также вспомогательные линии, обозначающие вертикаль и горизонталь рисунка, которые следует провести по центру листа, для облегчения расположения рисуемого объекта, на первых этапах рисования начинающим можно еле заметно обозначить, но в дальнейшем, по мере приобретения навыков рисования, я настоятельно рекомендую от них отказаться – держите их мысленно в голове, поэтому на рис.2 я их не привожу!). Ведь что есть голова человека? Это, собственно, сложная геометрическая фигура, составленная из нескольких простых – цилиндр, конус, полушарие, многогранник и прочие, а потому, при её рисовании (например, при различных ракурсах) законы перспективы должны соблюдаться неукоснительно!

При прорисовке контура лица будут заложены основные моменты, способные обеспечить в дальнейшем схожесть рисунка с натурой, поэтому отнеситесь к этому этапу с максимальным вниманием. Данный этап рисования показан на рисунке 2.

Рис.2. Рисование контура (набросок).

Далее приступаем к штриховке. Начало этого этапа рисования показано на рисунке 3. Начинайте всегда с самых тёмных мест – будь то окружающий фон или, непосредственно, ваша «физиономия». Штрихи делайте одинаковой силы, одинакового размера и одинакового наклона. Сила (тон) их должна быть не очень большой. Выполняйте их карандашом средней твердости (Конструктор-ТМ). Закончив штриховку мест с одинаковой тональностью, приступайте к нанесению следующего, очередного слоя штриховки.

Рис.3. Выполнение первого слоя штриховки.

Этот этап рисования показан на рисунке 4. Второй слой штрихов должен иметь наклон на девяносто градусов (или около этого) отличающийся от первого и чуть большей силы (чуть больше нажим) – это залог получения более плотного, более однотонного тёмного поля рисунка. В использовании такого вида штриховки просматривается некая симметрия, некий порядок, некая гармония рисунка, а в целом это всё вместе  создаёт ощущение красоты.

Рис.4. Нанесение второго слоя штриховки.

На рисунке 5 показан следующий этап рисования портрета. Третий слой штриховки должен отличаться по наклону от двух предыдущих градусов на сорок пять и иметь более сильный нажим. Более тёмные места следует штриховать (переходить на …) более мягким карандашом (Архитектор-М). Правило: от общего к частному и снова к общему, на любом этапе рисования должно соблюдаться неукоснительно! Одновременно следует приступить и к прорисовке более светлых областей лица (Конструктор ТМ). Светлые места и блики следует оставлять не тронутыми. В некоторой литературе по обучению рисования простым карандашом рекомендуют заштриховывать и блики, а позже стирать эти места резинкой. Я пробовал – не советую! Рисунок приобретает некую ущербность, вроде как исправление недостатков. И вообще, старайтесь поменьше пользоваться ластиком – он портит бумагу и никак не повышает вам престижа, как «мастеру» карандаша.

Рис.5. Третий и последующие слои штриховки.

На рисунке 6 показан следующий этап рисования автопортрета. Здесь можно заметить, что львиная доля штриховки ложится на карандаш более мягкий (М). Обратите внимание на углы наклона штрихов – во многих местах они ложатся параллельно линиям контуров, прядям волос, вдоль складок одежды, складок кожи лица. С помощью штриховки плавно меняющейся тональности создайте глубину рисунка, усильте этим объём натуры, придайте портрету  большую естественность. Пора начинать прорисовывать и более светлые места рисунка, в том числе и белый фон (помните – если фон тёмный, то его прорисовывание следует начинать заштриховывать ещё в самом начале). Более чётко прорисовывайте волосы (локоны, например, и, даже, свою лысину, если углядите, конечно!), усы, глаза, губы, нос, уши и другие, более мелкие детали. Усильте штриховкой большего нажима более тёмные места. Усильте тени и полутени. Встречал в литературе советы по «улучшению» штриховки путём затирания её своим пальцем. Попробовал – не понравилось! Похоже на грязь! Не советую!

Рис.6. Нанесение "облегающей" контура шриховки.

Ну, вот мы и добрались до завершающего этапа рисования автопортрета. Таковой показан на рисунке 7. При поверхностном взгляде может показаться, что он почти ничем не отличается от предыдущего этапа. Но, вглядитесь повнимательней и вы заметите, что это не так! Вы заметите, что насыщенность штриховки возросла и достигла в самых тёмных местах своего возможного (от применённого типа карандашей) максимума. Вы заметите, что волосы приобрели свой естественный вид, тени и полутени придали лицу естественную объёмность, более чётко прорисованы детали лица, включая и морщинки (лукавлю – далеко не все!), я уже не говорю об усах – гордости мужчин, а после нескольких сильных, но осторожных, чтобы не сломать, ударов острием карандаша по самым тёмным местам, более выразительными стали глаза, а «ТМ-карандаш» даже на белках глаз заставил тени проявиться и там. И даже одежда в некоторых местах более сильно прорисована отдельными длинными полосами (завершающими штрихами) – детализирована. Одним словом – «юстировка» или "нивелировка" (как кому ... будет доходчивей!), то есть доводка рисунка до полной кондиции! Немного внимания: на этой стадии уделите следующему ... остерегайтесь излишнего усердия - не перечерните самые тёмные места, ибо исправить ошибку будет намного труднее, чем на предыдущих стадиях рисования. Да и перечернённая картинка (угольная) гораздо "тяжелее" смотрится - трудна для восприятия! Это чем-то напоминает "процесс потребления спиртного" - всему надо знать меру!

Рис.7. Завершающий этап - "нивелировка".

Конечно же, я не претендую на абсолютную схожесть нарисованного мной портрета с оригиналом, то есть со мной самим, ибо, я не волшебник – я, в сущности, ещё только учусь, как и многие, внимательно читающие этот урок. Но всё же в заключении привожу свою свежую семейную фотографию. Сравните сами (теперь, надеюсь, станет ясным, для чего в начале урока я поместил портрет моей жены – для сравнения). Извините великодушно, но я намеренно не дорисовал морщинки на наших лицах – так хочется выглядеть помоложе … и моей жене тоже! А что? Художник должен внести в портрет что-то своё (он так видит!), чего нет на самом деле или … «недосказать» что-нибудь … «нечаянно» упустить! Имею право! На то я и художник! И ещё: В этом учебном материале я привёл для наглядности две фотографии. На них обеих есть моё изображение – сравните их! Они тоже не очень то похожи друг на друга – не так ли? Вот я и говорю: «Сложный жанр портрет, а автопортрет и того сложнее!».

Фото.2. Моя жена Оля, я и наша домашняя ... любимица Мурка.

 Песня "Айгуль" (лунный цветок). Слова Рубцова В.П. Музыка Кучина Н.И.

21.03.2010г. Рубцов В.П. UN7BV. Астана. Казахстан.

73!

 

 

 
     
Используются технологии uCoz